Статья: КИБЕРДОГИ И ПАРАДОКСЫ ТЕХНИКИ: МЕЖДУ ОБРАЗОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ (2025)

Читать онлайн

Цель статьи - анализ причин и препозиций выбора образа собаки как основы целого направления в рамках анималистической роботизации, а именно создания роботов-собак, или кибердогов. Путем сравнительно-исторического анализа исследованы в диахронии различные культурные компоненты, положенные в основу такого рода решений; при этом акценты смещены в сторону культуры электронных устройств, в значительной степени фундируемой современной роботизацией всех сфер жизни человека. В статье последовательно проанализированы культурно-исторические формы репрезентации отдельных составляющих образа собаки в мышлении и языке, даны психологические особенности восприятия человеком этого образа в рамках процесса взаимодействия с самой собакой, а также с ее роботизированным аналогом. В заключение предпринята попытка выйти за рамки технико-технологического измерения проблемы в общий горизонт проблем роста современной культуры. Двойственность восприятия образа собаки в качестве культурного образа и определенного технического устройства имеет широкий социокультурный контекст. Авторы приходят к выводу, что парадоксальность образа собаки связана с амбивалентным характером современной техники, построенным на разграничении образа и реальности, что находит свое выражение в том, что современные роботизированные устройства приобретают эмоциональные, эстетические и художественные формы выражения.

Ключевые фразы: философия техники, техника, общество, роботы, кибердоги, споты, искусственный интеллект
Автор (ы): ПЛУЖНИКОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА, САЕНКО НАТАЛЬЯ РЯФИКОВНА
Журнал: ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Философия
УДК
101.1. Сущность философии. Философия как наука. Философия как искусство.
316. Социология
Для цитирования:
ПЛУЖНИКОВА Н. Н., САЕНКО Н. Р. КИБЕРДОГИ И ПАРАДОКСЫ ТЕХНИКИ: МЕЖДУ ОБРАЗОМ И РЕАЛЬНОСТЬЮ // ВЕСТНИК МГПУ. СЕРИЯ: ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ. 2025. № 2 (54)
Текстовый фрагмент статьи