Целью статьи является изучение воздействия музейной арт-терапии на формирование копинг-стратегий. Музейная арт-терапия - это направление арт-терапии, основанное на целебном воздействии искусства, когда музей становится особой социальной средой, призванной оказывать благотворное воздействие на психику и здоровье человека.
Исследование состоит из комплекса взаимодополняющих методов: теоретических (анализ и обобщение психолого-педагогической, методической литературы, синтез, сравнение); эмпирических (констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент, анкетирование, тестирование по психодиагностическим методикам), статистических методов обработки. Нами были использованы следующие методики: метод наблюдения, методика для психологической диагностики копинг-механизмов Э. Хайма, тест Р. Лазаруса «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях».
В результате разработана психолого-педагогическая модель формирования конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза с использованием методов музейной арт-терапии. Авторами представлена методика работы с музейными артефактами с целью расширения поведенческого диапазона копинг-стратегий студентов педвуза.
Использование методов музейной арт-терапии позволило сформировать конструктивные копинг-стратегии у студентов педвуза. Делается вывод о том, что реализация психолого-педагогической модели формирования конструктивных копинг-стратегий средствами музейной арт-терапии будет способствовать формированию стрессоустойчивой личности будущего педагога.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Психология
В ситуации стресса человек выстраивает копинг-стратегии — поведение, направленное на его преодоление, которое может быть как конструктивным (планирование решения проблемы, поиски социальной поддержки, самоконтроль), так и деструктивным, или неадаптивным (бегство/избегание, впадение в зависимости и т. д.).
Список литературы
1. Гусева М. Е., Матвиевская О. В., Бойко А. Н. Возможности арт-терапии в комплексном лечении пациентов с рассеянным склерозом // Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика. 2021. Т. 13. № S1. С. 45-49. DOI: 10.14412/2074-2711-2021-1S-45-49 EDN: YGSIMN
2. Долгова В. И., Дядык Н. Г. Формирование конструктивных копинг-стратегий у студентов педагогического вуза средствами арт-терапии в условиях информационной агрессивности // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2022. № 4 (170). С. 242-264. DOI: 10.25588/CSPU.2022.170.4.012 EDN: WWCDKN
3. Кравченко П. В. Разнообразие и инклюзия в контексте современных музейных практик // Международный журнал исследований культуры. 2021. № 3 (44). С. 66-76. DOI: 10.52173/20791100_2021_3_66 EDN: MKSSZN
4. Краснорядцева О. М., Ваулина Т. А., Толмачева И. В. Психолого-образовательные возможности использования арт-терапевтических техник для формирования ресурсов адаптивного проживания стресса в условиях неопределенности // Вестник Томского государственного университета. 2023. № 491. С. 138-145. DOI: 10.17223/15617793/491/17 EDN: NAZUUM
5. Мурадян М. П. Арт-терапия в музейном пространстве // Научные труды Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. Вып. 1 / под ред. А. И. Балашова. СПб.: СПбГИПСР, 2021. С. 189-192. EDN: YZDHRS
6. Саввинова К. П. Музейная арт-терапия как одна из форм социальной арт-терапии // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2019. № 3 (15). С. 39-42. EDN: VGVPJO
7. Хапова Е. В. Развитие эмоционального интеллекта подростков с помощью музейной арт-терапии // Студенческая наука и XXI век. 2022. Т. 19. № 1-2 (22). С. 544-546. EDN: KMEKWO
8. Akcan G., Varol A. H. Art history therapy: the role of art history in the psychotherapy process // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2023. Vol. 54. Р. 77-82. DOI: 10.1007/s10879-023-09600-y EDN: UBTVFH
9. Al-Hroub A. Art therapy interventions for Syrian child and adolescent refugees: Enhancing mental well-being and resilience // Current Psychiatry Reports Article. 2023. Vol. 25. № 12. Р. 857-863. 10.1007/ s11920-023-01474-0. DOI: 10.1007/s11920-023-01474-0
10. Art therapy-based interventions to address burnout and psychosocial distress in healthcare workers - a systematic review / M. Tjasink et al. // BMC Health Services Research. 2023. Vol. 23. № 1. Р. 1059. 10.1186/ s12913-023-09958-8. DOI: 10.1186/s12913-023-09958-8 EDN: THWYXI
11. Art therapy in museums and galleries: reframing practice / edited by A. Coles, H. Jury. London: Penguin, 2020. 320 р.
12. Arts therapy and its implications in chronic pain management: a narrative review /j. Raudenská et al. // Pain and Therapy. 2023. Vol. 12. Р. 1309-1337. DOI: 10.1007/s40122-023-00542-w EDN: NRRKUU
13. Batubara S., Saragih I., Mulyadi Ns., Lee Bih-O. Effects of art therapy for people with mild or major neurocognitive disorders: a systematic review and meta-analysis // Archives of Psychiatric Nursing. 2023. Vol. 45. № 3. P. 61-71. DOI: 10.1016/j.apnu.2023.04.011
14. Griffin C., Fenner P., Landorf K., Cotchett M. Effectiveness of art therapy for people with eating di sorders: a mixed methods systematic review // The Arts in Psychotherapy. 2021. Vol. 76. № 4. 10.1016/j. aip.2021.101859. DOI: 10.1016/j.aip.2021.101859 EDN: ZBSLGB
15. Ioannides E., Pantagoutsou A., Jury H. Contemporary artworks as transformational objects in art psychotherapy museum groupwork // The Arts in Psychotherapy. 2021. Vol. 73. № 2. P. 101759. 10.1016/j. aip.2021.101759. DOI: 10.1016/j.aip.2021.101759 EDN: RPNWDX
16. Jewell M., Bailey R., Curran R., Grenyer B. Evaluation of a skills-based peer-led art therapy online-group for people with emotion dysregulation // Borderline Personality Disorder and Emotion Dysregulation. 2022. Vol. 9. № 1. Article 33. DOI: 10.1186/s40479-022-00203-y EDN: FJNCXA
17. Legari S. Art and mental health // MedicinaNarrativa.eu. 2021. URL: https://www.me-dicinanarrativa. eu/art-and-mental-health (дата обращения: 10.03.2024).
18. Observation of art therapy relationships (OART): an observational tool for the research of therapist- client and client-artwork relationships in art therapy / Sh. Snir et al. // The Arts in Psychotherapy. 2024. Vol. 87. № 10. P. 102100. DOI: 10.1016/j.aip.2023.102100 EDN: EEJSKL
19. Stern E.-M. Art is patient: a museum-based experience to teach trauma-sensitive engagement in health care // Journal of Medical Humanities. 2023. Vol. 44. № 5. Р. 481-501. DOI: 10.1007/s10912-023-09810-4 EDN: PSTHQX
20. Systematic review of arts and culture-based interventions for people living with dementia and their caregivers / P. Letrondo et al. // Ageing Research Reviews. 2023. Vol. 83. P. 101793. DOI: 10.1016/j.arr.2022.101793 EDN: EVBIIN
21. Yin Z., Dong X., Zhang M. Effects of visual-art therapy on depression in patients: A systematic review and meta-analysis // Asian Journal of Surgery. 2023. Vol. 46. № 2. P. 2259-2260. DOI: 10.1016/j.asjsur.2022.12.005 EDN: MAQXAG
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью статьи является определение системы социологического мониторинга для управления инновационной деятельностью в образовательном учреждении (УИД ОУ).
В статье авторы обосновывают значение УИД ОУ, связывая его успешность с наличием системы социологического мониторинга. Расширение применения мониторинга в разных сферах жизнедеятельности общества приводит к увеличению числа исследований, как теоретических, так и практических. Проведенный авторами анализ нормативных правовых документов и научной литературы в области инноваций, управления и мониторинга позволил сформировать и обосновать систему организации социологического мониторинга инновационной деятельности.
Далее отмечается, что инновационная деятельность образовательной организации обусловлена имеющимися противоречиями, которые сложились не только между обществом и системой образования, но и в самой образовательной сфере. Решению обозначенных в статье противоречий будет способствовать социологический мониторинг, функциональность которого меняется в зависимости от этапа проведения инноваций.
Сформированная система социологического мониторинга включает три основных компонента: концепцию, условия, методы, - содержание которых раскрывается в статье. Системный подход позволил определить основные направления результативности инновационной деятельности образовательной организации, которые можно выявить при помощи мониторинга.
В результате при подведении итогов статьи обозначаются стержневые аспекты возможностей социологического мониторинга инновационной деятельности образовательной организации.
В статье рассматривается система взглядов русского писателя Владимира Галактионовича Короленко (1853-1921) на психическое развитие в детстве. Писатель, гуманист и демократ, Короленко верил в высокое призвание человека, а потому считал, что процесс психического развития нацелен на обретение ребенком счастья, смысла жизни, призвания вопреки физическим недугам, личностным страданиям. В этюде «Слепой музыкант» (1886) он представил целостную картину психического развития слепого мальчика - единственного ребенка богатых родителей, - растущего в двух замкнутых мирах: в доме с узким кругом близких людей и в усадьбе с окружающей ее природой родного края. Взрослые, будучи посредниками между внешним миром и мальчиком, направляли его на познание этого мира, включение в социум, а не на биологическую компенсацию сенсорного дефекта. Картина психического развития, во-первых, дана в последовательности четырех этапов. На каждом из них у ребенка в процессе разнообразной деятельности, собственной и организуемой взрослыми, складывались важные особенности: умственная деятельность, произвольность поведения и деятельности, познавательных и эмоциональных процессов; образ себя в совокупности знаний о себе и отношения к себе; дружба с ровесницей.
Во-вторых, прослежено становление яркой индивидуальности мальчика с музыкальными способностями (слушание, исполнение, сочинение музыки) как возможного, хотя и нетипичного, пути развития ребенка с физическим недостатком, а также особого типа женского характера («тихий подвиг любви, соединенный с заботой и печалью») у его подруги-сверстницы.
В-третьих, раскрыты системные взаимосвязи внутренних и внешних факторов, способствовавших развитию ребенка: природное предрасположение, саморазвитие, отношение близких людей, семейная атмосфера и семейное воспитание с гуманистической, личностно ориентированной позицией взрослых мужского и женского полов, природа родного края, народная музыка, дружба с ровесницей. Детство закончилось критическим периодом, когда возросли переживания одиночества и тоски по полноте существования, потребность выйти в большой мир к духовному свету.
В статье общение позиционируется как системообразующий фактор профессиональной деятельности социального работника, важным компонентом которой являются представления о коммуникативных качествах клиента.
Целью исследования являлось изучение мнения социальных работников об особенностях коммуникации у лиц старшего возраста. Были опрошены 492 социальных работника Омска и Омской области; их возраст оказался в диапазоне от 24 до 65 лет.
Отмечается, что социальная работа (СР) с пожилыми людьми осложняется тем, что их образ в общественном сознании существенно стереотипизирован. Эти стереотипические представления в основном негативного характера, что становится существенным барьером для реализации субъектного подхода, на который ориентирована современная СР с пожилыми людьми. Результаты работы позволили отметить, что представления социальных работников о старом и пожилом человеке различные. Пожилой человек описывается еще положительными качествами, а старый - амбивалентно, с преобладанием негативных характеристик. Наиболее позитивно оценивают коммуникативные качества как пожилых, так и старых своих подопечных социальные работники с профессиональным стажем более 20 лет. Существенно ниже, чем другие, оценивают коммуникативные качества старого человека респонденты-женщины, проработавшие в данной сфере от 15 до19 лет.
В статье предлагается расширенное, комплексное понимание мотивации, основанное на том, что практически все известные и изучаемые в психологии процессы и явления вносят свой вклад в регуляцию поведения. Это касается не только специфических мотивационных образований, которые давно и традиционно изучаются в данной области научных знаний, - инстинктов, потребностей, мотивов, целей, интересов, побуждений и влечений, - но также познавательных процессов, свойств личности и психологических состояний. В статье представлена схема такого комплесного понимания мотивации, в которую включены все изучаемые в психологии процессы и явления. Каждое из них далее рассматривается отдельно с точки зрения выполняемых им мотивационных функций.
При все более совершенных автоматизированных системах управления сохраняющаяся высокая аварийность на морском транспорте определяет необходимость поиска решений, обеспечивающих безопасность человека, груза и судна. При ведущей роли оператора в системе «человек - техника - среда» изучение представления судоводителей о профессиональном обучении на моделированных комплексах (тренажерах) имеет потенциал черного ящика, так как способно обнаружить имплицитные составляющие - смыслы, мотивы и ценности, - в значительной степени определяющие поведение субъекта в процессе обучения. В исследовании с участием двух групп специалистов - судоводителей, граждан России и граждан КНР, проходящих обучение на тренажере радиолокационной подготовки и морской электронной картографии, был применен метод интервью с последующей обработкой данных с помощью контент-анализа. Выделены пять компонентов (когнитивный, исполнительный, эмоциональный, ценностно-мотивационный, профессиональный), объединяющих различные единицы анализа текстов, на основе которых дана интерпретация представления субъектов об учебной деятельности и ее психологическом содержании. Результаты исследования обнаруживают различия в представлениях двух групп респондентов, которые характеризуют учебную деятельность на тренажере как развивающую (группа китайских судоводителей), стабилизирующую, или стагнирующую (группа российских судоводителей). На основе данных структурированных интервью сформулированы рекомендации по содержанию работы с группой специалистов-судоводителей при подведении итогов обучения. Акцент ставится на обсуждении выбранной самими судоводителями главной темы - ошибки оператора судна. Опыт ошибки имеет ведущее значение в представлении совокупного субъекта и выступает связующим звеном между профессиональным обучением и морской практикой.
Совершенствование неонатальной помощи привело к значительному увеличению выживаемости детей с перинатальными поражениями ЦНС, недоношенных новорожденных, у которых достаточно велик риск развития ДЦП. Таким образом, становится актуальным любое новое знание в области проблем, связанных с появлением в семье ребенка с данным диагнозом, так как оно позволяет разрабатывать наиболее эффективные виды психологической помощи такой семье.
Хотя высокие показатели эмоциональных стрессовых реакций выявлены у всех родителей тяжелобольных детей, характер и сила эмоционального ответа на стрессовую ситуацию имеют как общие, так и индивидуальные особенности, которые в первую очередь обусловлены различиями в индивидуально-психологических свойствах, реализуемых стратегий совладания, духовной зрелости родителей и получаемой ими помощи.
В статье рассмотрена проблема родителей ребенка с ДЦП как со стороны деструктивного влияния родительского стресса (РС), так и со стороны потенциально возможных позитивных личностных трансформаций родителей.
Проанализированы особенности родительского стресса (РС) при появлении в семье ребенка с ДЦП, описаны этапы адаптации к травмирующему событию, признаки социально-психологической дезадаптации родителей, деструктивные изменения в семье на соматическом, психологическом и социальном уровнях.
Дано понятие посттравматического роста (ПТР) и рассмотрены условия, при которых воспитание детей с особенностями развития может оказывать позитивное влияние как на развитие личности родителей, так и на семью в целом.
В работе представлены теоретические предпосылки к изучению интегративных признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса. Получены основания положительно направленного процесса интеграции интеллектуальных и личностных способностей и возможностей, формирования компетентности как маркеров эффективности, достижений и одаренности личности. Акцент сделан на интегративном аспекте одаренности в структуре взаимосвязи компонентов интеллектуально-личностного ресурса. Выявлен ряд фактов. У студентов со средней мотивацией достижения успеха (50 % от общего количества) открытая познавательная позиция встречается значимо чаще. Обнаружено, что особенная аргументно-предиктивная структура ментальных репрезентаций (оперативные схемы, разнообразие модальностей характеристик, осведомленность метакогнитивного уровня, авторские стратегии, планирование при описании содержания понятия «успешность») характерна для студентов со средней и с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. В статье показано, что степень обобщенности понятия «успешность» и тип образных схем высокого уровня (управляющий, оперативный); ментальные репрезентации с признаками разных модальностей характерны для студентов с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. Эти факты свидетельствуют о признаках целостной картины, о способности стратегически планировать и определять способы действий, что подтверждается изучением стилевых особенностей. Для молодых людей, у которых сформирован высокий уровень ментальных репрезентаций успешности с признаками развивающейся компетентности, характерны когнитивные стили «поленезависимость», «абстрактная концептуализация» как признаки функционального метасистемного качества и одаренности. Им свойственно выбирать конструктивные стратегии преодоления трудностей; переключать внимание и рационально использовать интеллектуальные приемы; субъективно снижать значимость сложной ситуации при целенаправленном подавлении и сдерживании эмоций, минимизировать их влияние на восприятие ситуации.
Целью настоящей работы стало исследование системных особенностей мотивационных диспозиций личности как фактора развития внутриличностного конфликта. Маркером такого конфликта является противоречие между несколькими актуальными, но нереализованными видами мотивации. Особенностью внутреннего конфликта становится длительное ощущение переживаемого дистресса.
Исследование было проведено в Московском институте психоанализа и Академии транскультуральной психотерапии в Москве с 2022 по 2023 г. В нем приняли участие 240 обучающихся по программе дополнительного образования: 180 женщин и 60 мужчин в возрасте 24-36 лет. Использовались три методики: тест по выявлению уровня внутриличностной конфликтности (ВК) А. И. Шипилова и два ва рианта теста системного профиля мотивации Б. Н. Рыжова, в том числе вариант ранжирования ценностей, позволяющий получить профиль мотивации, наиболее близкий к реальному, или Я-реальное, и вариант шкалирования ценностей, позволяющий получить профиль мотивации, в большей мере учитывающий социальное давление на обследуемого социальных норм и требований, или Я-идеальное.
Исследование позволило установить, что в возрастной группе 24-36 лет различия индексов мотивации при разных уровнях внутренней конфликтности прослеживаются только в женской выборке, при этом значение медианы репродуктивной мотивации в группе женщин с высоким ВК статистически достоверно превышало соответствующие данные у женщин с низким ВК. У женщин с низким уровнем ВК в основе развития конфликтной ситуации лежит коллизия осознаваемого стремления к более полной реализации своих возможностей (самореализация) и скрытой неудовлетворенности своим социальным и профессиональным статусом (сохранение Я). У женщин молодого возраста с высоким уровнем ВК в основе развития конфликтной ситуации чаще лежит коллизия нарративов, определяющая противостояние нереализованной репродуктивной мотивации и переоцененных мотиваций самореализации и нравственности.
Системный подход наиболее полно проявляет себя при составлении различного рода типологий и классификаций. В настоящей статье мы рассмотрим реализацию системного подхода в определении культурной дистанции в типологии Всемирного исследования ценностей (WVS). Рассмотрены итоги WVS по России за 2017-2022 гг. (7-я волна), которые представлены в открытом доступе[1]. Р. Инглхарт (куратор и автор Всемирного исследования ценностей) в своей диаграмме реализует системный подход в пространстве двух многокомпонентных факторов: традиционные/секулярно-рациональные ценности и ценности выживания/самовыражения.
Все социальное и культурное пространство делится для нас на Я и Другой. Данное деление осуществ ляется на видимых и невидимых признаках в сложном процессе идентификации/самоидентификации. Культурная дистанция в виде маркеров определяет уникальность и отличие одной культуры или субкультуры от другой. Диакритиками культурной дистанции могут выступать разные признаки, при этом базовыми признаются родной язык и религия. Большинство таких признаков значимы лишь в комплексе. Более того, они постоянно меняются.
Р. Инглхарт переосмыслил теорию модернизации, доказав, что с ростом экзистенциальной безопасности в современном обществе постматериалистические ценности неизбежно трансформируются в ценности светские и ценности самовыражения. Всемирное исследование ценностей 2017-2022 гг. проводилось по 290 тематическим вопросам. В результате было выявлено, что показатели отношений к другим расам, национальностям, носителям других языков тесно взаимосвязаны с религиозным фактором. В данной классификации религиозный фактор является базовым для определения культурной дистанции, что и доказывается результатами исследования по России. В российских условиях религиозн ый фактор становится еще более весомым в силу того, что большинство респондентов признают, что религия и рели гиозные институты играют либо значимую, либо важную роль в их жизни.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/