Проблема подготовки дефектологических кадров - одна из наиболее важных, стоящих перед высшей школой и органами государственного и муниципального управления, курирующими образование. Ежегодно высшие учебные заведения педагогического и непедагогического профиля осуществляют набор абитуриентов на направление 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Однако ситуация, связанная с дефицитом дефектологических кадров, не меняется.
Мы предположили, что одной из причин нехватки дефектологических кадров является недостаточно продуманное распределение бюджетных мест на подготовку специалистов для обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. В связи с этим цель настоящей работы - социологический анализ контрольных цифр приема на бюджет в бакалавриат и магистратуру на направление «Специальное (дефектологическое) образование» в педагогических вузах Российской Федерации в 2024 г.
Выборка исследования представлена 38 федеральными педагогическими вузами, указанными на сайте Министерства просвещения Российской Федерации. На основе информации с официальных сайтов вузов были проанализированы контрольные цифры приема на профили бакалавриата и программы магистратуры в 2024 г. по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование».
Анализ показал, что в настоящее время наблюдается неравномерное распределение бюджетных мест по указанному направлению: значительно преобладает количество бюджетных мест для логопедов. Таким образом, необходимо вести учет потребностей регионов в дефектологических кадрах и учитывать это при выделении бюджетных мест для подготовки специалистов соответствующего профиля.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Проблема подготовки дефектологических кадров — одна из наиболее важных, стоящих перед высшей школой и органами государственного и муниципального управления, курирующими образование. В связи с увеличением количества детей, имеющих нарушения развития, включением всех детей, независимо от тяжести нарушений, в образовательный процесс, широким распространением инклюзивных процессов в образовании возникла высокая потребность в кадрах специальных педагогов и психологов [1–5].
Список литературы
1. Евтушенко И. В., Линьков В. В., Речицкая Е. Г. Современные проблемы и условия подготовки кадров по специальной педагогике и специальной психологии // Педагогика и психология образования. 2019. № 2. С. 44-54. EDN: MAEYWU
2. Назарова Н. М. Специальная педагогика: история развития научного знания и подготовка науч ных кадров: монография. М.: Спутник +, 2009. 158 с. EDN: QXTGJV
3. Назарова Н. М. Факторы и тенденции развития профессиональной подготовки кадров для системы специального образования в вузах Российской Федерации // Специальное образование. 2008. № 3 (11). С. 5-11. EDN: JVIJRZ
4. Перова М. Н., Яковлева И. М. Основные тенденции развития современной системы дефектологического образования // Дефектология. 2007. № 4. С. 54-59. EDN: IBDAST
5. Соловьева Т. А. Кадровое обеспечение системы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Вестник практической психологии образования. 2020. Т. 17. № 2. С. 49-52. DOI: 10.17759/bppe.2020170204 EDN: XZOISN
6. Яковлева И. М. Профессиональная мотивация студентов дефектологических специальностей // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 12. С. 368-377. EDN: QANKUZ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для успешной реализации поставленных обществом воспитательных и образовательных задач современному преподавателю необходимо в совершенстве владеть коммуникативными и организаторскими способностями. В связи с этим цель настоящего исследования - оценка уровня развития коммуникативных и организаторских компетенций преподавателей высшей медицинской школы.
В диагностическом обследовании приняли участие 35 преподавателей Тверского государственного медицинского университета, осуществляющих свою профессиональную педагогическую деятельность на кафедрах медицинской биологии и генетики, анатомии, биохимии, русского языка и фармакологии. В выборку эмпирического исследования вошли представители мужского и женского пола, возраст которых составляет 35-75 лет. Использовалась методика изучения уровня развития коммуникативных и организаторских способностей профессорско-преподавательского состава медицинского вуза В. В. Синявского, В. А. Федорошина. В основу методики заложен принцип личностной оценки участником исследования особенностей своего поведения в различных жизненных ситуациях. Стимульный материал состоит из 40 вопросов, 20 из которых предназначены для изучения коммуникативных компетенций, а 20 отражают степень развития организаторских способностей преподавателей.
Исследование выявило недостаточный уровень развития коммуникативных и организаторских способностей преподавателей ТвГМУ. Сегодня важнейшей задачей преподавателя - врача высшей медицинской школы является развитие коммуникабельной личности будущего профессионала в области медицины, обладающего такими важными в современном обществе личностными качествами, как сострадание и сопереживание другим людям, уважение к традициям своей страны, готовность к выполнению профессионального и гражданского долга врача. Для выполнения поставленной обществом задачи преподавателю необходимо иметь высокую степень развития коммуникативных и организаторских компетенций.
В статье представлен системный анализ теоретических представлений и эмпирических данных о феномене домашнего насилия в отношении женщин. Рассмотрены следующие аспекты проблемы: специфика феномена домашнего насилия, его причины и последствия, выбор женщиной-жертвой формы поведения в ситуации насилия.
Автором обобщены существенные признаки изучаемого феномена и сделан вывод о том, что системообразующим признаком является установление мужчиной власти над женщиной и контроля за ее поведением. Выделены три уровня факторов, влияющих на проявление насилия в отношении женщин: на макроуровне роль играют социальные представления, существующие в обществе; на мезоуровне - особенности внутрисемейной коммуникации в период детства; на микроуровне - особенности личности женщины-жертвы. На основе анализа результатов эмпирических исследований представлен психологический портрет женщины-жертвы, включающий характеристики структурных компонентов личности (интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной, коммуникативной сфер), а также интегральные свойства (Я-концепция, жизнестойкость, психологическая устойчивость, социальная зрелость). В целом данные личностные свойства можно охарактеризовать как неполноценные. Показано, что ситуация домашнего насилия оказывает комплексное негативное влияние как на саму женщину-жертву, характер ее взаимоотношений с другими людьми, так и на ближайшее социальное окружение. Негативные последствия могут быть пролонгированы и проявляться после выхода из ситуации насилия.
Выявлен дефицит исследований вопроса о факторах, влияющих на принятие женщиной-жертвой решения о выходе из ситуации насилия. Выдвинута гипотеза о влиянии субъективного восприятия ситуации насилия на принятие такого решения. Системный анализ ретроспективного восприятия женщиной-жертвой, вышедшей из ситуации насилия, может стать важным источником информации при исследовании данной проблемы.
В статье обосновывается актуальность изучения проблемы самопринятия личности как для современной теоретической, так и для практической психологии, о чем свидетельствует растущее число научных публикаций, отражающих поиск связи между самопринятием и другими личностными конструктами, а также увеличение числа психотерапевтических техник, основанных на роли самопринятия и принятия других. В то же время высокая динамичность жизнедеятельности, множественные кризисные ситуации и трансформация ценностно-мотивационной системы общества вызывают необходимость взглянуть по-новому на феномен само принятия, обычно представленного в психологии как способность быть в контакте с самим собой.
На сегодняшний день в психологии все еще отсутствует единое операционализированное определение понятия самопринятия, а также наблюдается нехватка диагностического инструментария, прошедшего полный цикл стандартизации и позволяющего исследовать актуальный уровень безусловного самопринятия личности. В статье ставится цель провести психометрический анализ и процедуру адаптации зарубежной методики исследования безусловного самопринятия личности, разработанной Дж. Чемберленом и Д. Гаагой в рамках когнитивно-поведенческого подхода, для расширения диагностического инструментария.
В работе представлены результаты адаптации методики «Опросник безусловного самопринятия» (2001) на русскоязычной выборке. Психометрический анализ и процедура адаптации опросника включали в себя перевод текста опросника с английского языка на русский; создание исследовательской версии опросника; проверку дискриминативности заданий теста ( r -коэффициент Пирсона) и их сложности (индекс сложности - U ); оценку одномоментной надежности (α-коэффициент Кронбаха), надежности равных частей теста (коэффициент Спирмена - Брауна) и ретестовую надежность - устойчивость результатов к перетестированию ( rs -коэффициент корреляции Спирмена); обоснование конструктной валидности и расчет тестовых норм.
В заключении работы делается вывод о том, что самопринятие выступает самостоятельной личностной характеристикой, а адаптированная методика является надежным инструментом эмпирической оценки уровня безусловного самопринятия личности.
Статья посвящена обсуждению результатов исследования особенностей проявления типов научной рациональности в становящемся профессиональном мышлении студентов-психологов. Эмпирическое исследование проведено на выборке студентов первого курса факультета психологии Томского государственного университета (102 человека) в конце первого года обучения, что соответствует начальной стадии формирования профессионально-психологического мышления.
В качестве методического инструментария была использована оригинальная методика решения задачи из области когнитивной психологии, предполагающая использование подсказок, содержащих значимую для решения задачи психологическую информацию. В качестве результатов зафиксированы как выраженная у первокурсников открытость формирующегося профессионального мышления к вписыванию новой научной психологической информации в становящийся профессиональный образ мира, так и специфика вариативного проявления парадигмальной модальности при использовании научно-психологической информации классического, неклассического и постнеклассического уровня системности.
Сравнительный анализ результатов, описанных в статье, с результатами аналогичного исследования, проведенного авторами в 2004 г., выявил сохранившуюся тенденцию со-бытия типов научной рациональности, проявляющуюся в профессиональном мышлении студентов на ранних этапах профессиональной подготовки. Полученные результаты позволяют сделать выводы о важности своевременной фиксации наличного уровня сформированности системного мышления студента-первокурсника и степени его готовности к использованию научной информации разного уровня сложности. Особого внимания требует создание таких дидактических материалов, которые бы стимулировали и актуализировали в ходе профессиональной подготовки будущих психологов процесс вписывания новой научной информации в становящийся профессиональный образ мира студента с учетом ее соответствия складывающейся системе профессиональных ценностей, смыслов, установок.
Качество жизни - сложная, многоуровневая проблема, определенный критерий материального благосостояния населения страны. В настоящее время нет четкого понимания определений «качество жизни» и «счастье». Проблема счастья, благополучия и удовлетворенности жизнью активно исследуется философами, психологами и социологами. В последние десятилетия создаются и разрабатываются самые различные параметры для исследования уровня счастья у населения, такие как международный индекс счастья, валовое национальное счастье и другие. Качеству жизни как одному из возможных компонентов счастья человека исследователи также уделяют большое внимание.
Цель исследования - изучение взаимосвязи субъективного переживания счастья и качества жизни студентов. В статье приводятся результаты эмпирического исследования переживания счастья студентами, их качества жизни, а также результаты изучения взаимосвязи их субъективного переживания счастья и качества жизни. Исследование выявило тесную взаимосвязь между субъективным переживанием счастья и качеством жизни: чем выше качество жизни, тем выше уровень счастья; чем выше уровень счастья, тем выше качество жизни. Наиболее сильные корреляции были обнаружены между уровнем ощущения счастья и оценкой общего качества жизни.
Полученные результаты могут найти применение в разработке программ обучения различных образовательных учреждений для существенного роста качества жизни студентов. Авторы также предполагают, что полученные результаты исследования могут быть использованы для построения прогнозов развития.
Исследование кризисов профессионального самосознания личности с ограниченными возможностями здоровья, развивающейся в условиях сенсорной, эмоциональной и социальной депривации, имеет как теоретическую, так и ярко выраженную практическую значимость: его результаты позволяют разработать прикладные аспекты решения проблемы профессиональной реабилитации и содействия трудоустройству данной категории людей. Целью исследования стала разработка и эмпирическое подтверждение теоретических основ системно-динамической концепции профессионального самосознания личности с ограниченными возможностями здоровья, раскрывающих содержание кризисов при прохождении определенных стадий и этапов его становления. В исследовании приняли участие 305 человек с врожденными нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеющими сохранный интеллект, в возрасте от 15 до 46 лет; из них 62 старших подростка, 106 студентов, 75 работающих и 62 безработных респондентов. В рамках системно-динамического подхода разработана динамическая модель профессионального самосознания лиц с ограниченными возможностями здоровья, где определены три основные стадии ее становления: 1) первоначальное формирование, 2) трансформация и 3) поступательное развитие. Установлено, что переход от одной стадии к другой сопровождается переживанием определенных кризисов: кризиса профессионального будущего, обусловленного несовпадением прежних представлений о профессиональной составляющей жизнедеятельности личности с ограниченными возможностями здоровья с осознанием реальности окружающей среды; кризиса профессиональных ожиданий, проявляющегося в переживании сомнений по поводу правильности сделанного профессионального выбора; и кризиса профессиональных интересов, возникающего в ответ на трудности профессиональной адаптации и профессионализации.
В результате эмпирической проверки сконструированной динамической модели выявлено, что кризисы профессионального самосознания личности с ограниченными возможностями здоровья не соотносятся с возрастными этапами их развития, что психологические закономерности переживания таких кризисов отражают особенности и специфику их профессионально-личностного развития, обусловленного действием сложной системы полидетерминационных механизмов.
В статье проанализированы основные подходы к изучению аутоагрессии как психологического феномена, выявлены детерминанты возникновения аутоагрессивности подростков. Показано, что в основе проявления самоповреждающего поведения лежат социально-психологические факторы, которые непосредственно связаны с условиями жизнедеятельности семьи, с характером отношений в супружеской и детско-родительской подсистемах. Наиболее вероятными в контексте появления аутодеструктивного поведения у подростков являются ригидно-разобщенные семьи, поскольку суровые методы воспитания, строгие правила, жестко соблюдающийся принцип единоначалия, страх наказания формируют чувство отверженности и безысходности, которое в сочетании с гневом вызывает вину и депрессию.
В исследовании приняли участие 480 обучающихся 7-9-х классов московских школ. Сбор данных производился с использованием опросника «Ауто- и гетероагрессии» Е. П. Ильина, методики «Изучение склонности подростков к суицидальному поведению» М. В. Горской, опросника «Взаимодействие “родитель - ребенок”» И. М. Марковской, методики «Детско-родительские отношения в подростковом возрасте» П. В. Трояновской. У подростков с высокой аутоагрессией преобладает высокий уровень тревожности, фрустрац ии, импульсивности. Подтверждена связь между аспектами аутоагрессивного поведения подростков и взаимоотношений подростков с родителями. Аутоагрессивное поведение прояв ляют подростки, у которых не удовлетворены потребности в принятии и одобрении родителями, во внимании, эмоциональной близости. Анализ детско-родительских отношений показал, что основные дисфункции семейных отношений связаны с высокой эмоциональной дистанцией, низким уровнем сотрудничества, высокой конфликтностью. Родители подростков с аутоагрессивным поведением проявляют высокий контроль, авторитарность, жесткие меры психологического и физического воздействия, которые виктимизируют личность подростка. Среди факторов, которые препятствуют формированию аутоагрессивного поведения у подростка, следует выделить активную родительскую позицию, внимание, поддержку, вовлеченность в жизнь своего ребенка, обоюдное доверие, высокий уровень сплоченности семьи. Доказано, что удовлетворенность отношениями в семье выступает в качестве мощного защитного фактора от аутоагрессии у подростков.
В настоящее время наблюдается существенное снижение показателей развития профессионально важных качеств (ПВК) у летного и диспетчерского состава, что может в будущем негативно сказаться на авиационной отрасли. Отрицательная динамика развития требует анализа причин ее возник новения, а также актуализирует необходимость своевременного получения данных о снижении профессионально важных качеств специалистов и своевременной коррекции негативного тренда. В связи с этим цель данного аналитического исследования - разработка методических рекомендаций для проведения единого психологического отбора летного и диспетчерского состава, результатом которого должна стать общая база данных, пригодная для комплексного психологического сопровождения летной деятельности.
В ходе аналитического исследования удалось сформулировать и описать основные рекомендации для проведения профессионального отбора пилотов и диспетчеров управления воздушным движением. Разрабатывая мероприятия по профессиональному психологическому отбору лиц на определенные должности, важно точно определить внешние критерии оценки профессиональной деятельности специалиста. Внешние критерии должны объективно отражать успешность деятельности специалиста. Внешние критерии для одинаково поименованных должностей могут существенно различаться с учетом деятельности конкретного авиационного предприятия или организации гражданской авиации.
Выбирая методики для оценки тех или иных ПВК важно помнить о том, что свойства нервной системы не определяют способности и одаренность человека и не влияют на них, но тесно связаны с характерными общеличностными особенностями и индивидуальными проявлениями, такими как организация целенаправленных действий и движений, сложные интеллектуальные операции, высшие гностические процессы, программирование конструктивной деятельности, целенаправленная активность, потребности и высшие формы эмоций через регуляторную функцию. Таким образом, опираться на психофизиологические качества специалиста без учета мотивации, ценностей, характера, поведения личности малоэффективно.
Ценностно-мотивационная сфера личности играет ключевую роль в определении поведения, выбора целей и способов их достижения. Однако практика психологической коррекции в этой области сталкивается с рядом сложностей, связанных с недостаточной концептуальной разработкой самого феномена мотивации. Таким образом, назрела необходимость создания научно обоснованного подхода, который бы объединял концептуальные положения о мотивации с эффективными коррекционными практиками. Одним из путей решения этой задачи может быть использование системной психологии к явлению мотивации и рассмотрению мотивационного ядра личности как композиции восьми основных видов мотивации. Учитывая это, целью работы являлась разработка и эмпирическая апробация программы системно-психологического консультирования, построенной на основных принципах системной психологии.
Большинство методов, работающих с мотивацией, основано или на эмпирическом подходе (например, выделение ключевых слов как наиболее значимых видов мотивации), или на интроспективном подходе. Хотя существует множество разных взглядов на структуру мотивации и способы воздействия на нее, все они имеют описательный характер. Системно-психологическое консультирование и коррекция (СПКК) основывается на базе системной психологии, выводящей свои положения из системологии, а потому основанной не на частных предположениях, а на почве более фундаментальной науки.
Для оценки эффективности программы системного психологического консультирования для обучающихся в системе дополнительного профессионального образования была взята группа из 52 человек в возрасте от 25 до 45 лет, получающих дополнительное профессиональное образование на базе Московского института психоанализа и Академии транскультуральной психотерапии (бывш. Московский центр позитивной психотерапии).
Исследование проводилось с 2022 по 2024 год. Исследование показало, что системное консультирование оказывает позитивное воздействие на внутренние конфликты личности, помогая участникам осознать свои мотивационные установки и развить адаптивные стратегии преодоления трудностей. Программа может быть использована непосредственно в системе ДПО для оценки эффективности обучения с точки зрения личностных факторов. Программа также может найти более широкое применение - при разрешении внутриличностных конфликтов.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/