В статье дан краткий анализ истории возникновения и деятельности четырех церковных музеев, наиболее отвечавших основным положениям музееведческой мысли рассматриваемого времени и наименее изученных в историографии. Их главной целью являлось сохранение и популяризация через вещественные памятники духовно-нравственных ценностей. Они наиболее тесно взаимодействовали с Московским археологическим обществом (МАО). Специфика используемой методики исследования заключается в интегрировании способов работы с письменными и вещественными (описи фондов) источниками, что и обусловливает новизну исследования.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. В современной Российской Федерации вновь созданы церковные музеи РПЦ, которые функционировали до 1917 года. Конечно, сегодня в России церковь и государство отделены друг от друга, а в рассматриваемое время этого не было. Более того, православие являлось идеологической основой государства и оказывало решающее влияние на развитие культуры. Уже с XI века храмы и монастыри являлись центрами, в которых аккумулировалось культурное достояние. В исследуемый период в условиях роста консервативных просветительских устремлений общества и церкви церковные музеи стали одной из форм их популяризации. Обращение к данному опыту актуально как с научной точки зрения, поскольку это тема остается наименее исследованной в музеологии, так и с прикладной, в контексте реализации православных духовных ценностей в современной российской поведенческой культуре
Список литературы
1. Уварова П.С. Областные музеи. М.: Типография Э. Лисснера и Ю. Романа, 1890. 24 с.
2. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М.: Искусство, 1986. 384 с.
3. Гусалова М.С. Из истории церковно-археологических музеев (К проблеме развития отношений музеев с церковью) // Музееведение. На пути к музею XXI века. Музеи-заповедники: сборник научных трудов / ред. Н.А. Никишин, О.Г. Севан. М.: НИИК, 1991. С. 212-229.
4. Кирьянова О.Г. Музейные учреждения Русской Православной Церкви в XX - начале XXI вв. URL: https://sciup.org/muzejnye-uchrezhdenija-russkoj-pravoslavnoj-cerkvi-v-xxnachale-xxi-vv-170174389 (дата обращения: 25.12. 2024).
5. Богомолов А.Б. Особенности церковного законодательства о сохранении памятников древности России в конце XIX - начале XX века // Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 1. С. 51-68. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-tserkovnogo-zakonodatelstva-o-sohranenii-pamyatnikov-drevnosti-rossii-v-kontse-xix-nachale-xx-veka (дата обращения: 25.12. 2024). EDN: EDULUX
6. Растимешина Т.В. Охрана культурного наследия в России XIX в.: формирование опыта взаимодействия церкви, гражданского общества и государства в сфере музеефикации исторических и культурных ценностей // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2016. № 4 (12). С. 118-130. EDN: XEMCIF
7. Предварительный съезд по устройству первого Всероссийского съезда деятелей музеев. М.: скоропеч. А.А. Левенсона, 1913. 66 с.
8. Историческая записка о деятельности Императорского Московского археологического общества за первые 25 лет существования. М: Синодальная типография, 1890. 441 с.
9. Древности. Труды МАО. Т. 7. Вып. 1. М.: Синодальная типография, 1878. 454 с.
10. Древности. Труды МАО. Т. 18. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1900. 372 с.
11. Древности. Труды МАО. Т. 9. Вып. 2, 3. М., 1883. 353 с.
12. Древности. Труды МАО. Т. 10. М., 1885. 337 с.
13. Древности. Труды МАО. Т. 11. Вып. 2. М., 1886.
14. Древности. Труды МАО. Т. 11. Вып. 1. М., 1886. 127 с.
15. Тверской государственный объединенный музей. URL: https://tvermuzeum.ru/(дата обращения: 03.02.2025).
16. Сохранение памятников церковной старины в России XVIII - начала XX вв.: сборник документов / ред. В.С. Дедюхина. М.: Отечество, 1997. 396 с.
17. Смирнов Я. Ярославский губернатор В.Д. Левшин - автор устава Ростовского музея церковных древностей // Ростовская старина. 2023. № 26 (195).
18. Древности. Труды МАО. Т. 22. Вып. 1. М.: Типография Общества распространения полезных книг, 1909. 445 с.
19. Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). Собрание третье. Т. 30. Отд. 1. № 33584. Санкт-Петербург: Государственная типография, 1913. 1408 с.
20. Проект росписи доходов и расходов на 1911 г. Санкт-Петербург: Типография В.Ф. Киршбаума,1910. 294 с.
21. Полознев Д.Ф. Ростовский музей церковных древностей URL: https://yarwiki.ru/article/1148/rostovskij-muzej-cerkovnyh-drevnostej (дата обращения: 10.01.2025).
22. Древности. Труды МАО. Т. 15. Вып. 1. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1894. 294 с.
23. Древности. Труды МАО. Т. 15. Вып. 2. М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1894. 266 с.
24. Описание рукописей Тифлисского церковного музея Карталино-Кахетинского духовенства, составленное Ф.Д. Жордания. Книга 1. Тифлис: Издание церковного музея № 12, 1903. 400 с.
25. Андгуладзе С. Джанашвили. URL: clck.ru/3GALDK (дата обращения: 10.01.2025).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблематике российской женской гендерной идентичности в период от Средневековья до революционных событий начала ХХ века. Предметом исследования является традиционная российская женская гендерная идентичность высоких сословий и ее характерные черты. Методология работы базируется на комплексном подход е, включающем структурно-функциональный и проблемнохронологический методы исследования. Женская гендерная идентичность рассмотрена в контексте правового положения женщин высших сословий и общественных представлений об их роли в социуме и семье.
В ст атье проанализированы аспекты вхождения и циркуляции женского сегмента российской элиты. Культурные интересы, проявляющиеся в милосердии, эмпатии, отношении к детям и национальной истории, оказываются не только наиболее востребованными современным российским обществом, но и условием вхождения и устойчивости его элиты. Отмечается, что культурные интересы характеризуют российских властных женщин не только через то, что в них представлено, но и тем, что в них отсутствует
В статье рассматриваются истоки и становление оперной вокальной педагогики Китая - обучение вокальной технике bel canto в связи с европеизацией китайской музыкальной культуры. Охарактеризована деятельность Шанхайской консерватории, в которой работали иностранные специалисты и китайские педагоги, получавшие музыкальное образование за рубежом, в период с начала XX столетия по год создания КНР. Проанализированы методические принципы выпускника Санкт-Петербургской консерватории В. Г. Шушлина и его знаменитой ученицы Чжоу Сяоянь.
Статья посвящена анализу процессов интернационализации музыкальной культуры и влиянию международных взаимодействий на фортепианное исполнительство в Китае. В ходе работы автор исследует ключевые исторические события, оказавшие влияние на развитие китайского фортепианного искусства в XX веке и выявляет основные тенденции, определившие эволюцию китайского фортепианного исполнительства в условиях мировых культурных изменений
Авторы, используя контекстный подход, герменевтический, историко-аналитический и образно-стилистический методы, сравнивают записи сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера в исполнении Бенно Моисеевича, Марии Гринберг, Эмиля Гилельса, Хэмиша Милна, Марка-Андре Амлена, Люка Дебарга, Александра Малофеева и выявляют трансформацию подходов к ее интерпретации. Авторы приходят к выводу о том, что если музыканты прошлого в интерпрет ации сонаты g-moll op. 22 Н. К. Метнера акцентируют драматическое начало, то музыканты настоящего – эпическое, при этом современный интерпретационный подход нацелен на детализацию фактуры и полифонизацию
Статья посвящена творчеству композитора-исполнителя Е. П. Паршиной, внесшей весомый вклад в развитие песенного жанра патриотической тематики на Кубани. В статье использованы междисциплинарный, биографический, аналитический методы исследования. Новизна работы заключается в представлении профессиональному сообществу не изученных ранее вокальных произведений композитора. В результате исследования выявлена преемственность отечественных музыкальных традиций в области песенного жанра, значимость творческого наследия Е. П. Паршиной в культурном пространстве региона.
В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И. Е. Рогалева, Э. Е. Матвеева и Б. А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил цел остный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произвед ения художественной концепции автора.
В статье анализируются особенности воссоздания академической и джазовой моделей при игре на саксофоне. Данная проблема, невзирая на существование большого пласта литературы, до настоящего времени не выступала в качестве предмета исследований. Подобное состояние научной мысли побудило автора сконцентрировать внимание на специфической работе органов артикуляционнорезонирующего аппарата и амбушюра, при помощи которых корректируется акустический результат, предопределенный характерными традициями реализуемых стилевых моделей
В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западноевропейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы
Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жарптица» И. Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы»
Деятельность «Театра дю Солей» А. Мнушкин впервые рассматривается в качестве театральной лаборатории. Характерные черты лабораторности стали предметом изучения. В статье анализируются этапы постановочного процесса, формы взаимодействия с пространством и публикой, поиск выразительных средств на стыке традиций Востока и Запада, семантический потенциал спектаклей. В результате в экспериментальном творчестве «Театра дю Сол ей» выявлены стратегические и тактические признаки театра-лаборатории
В статье рассматривается проблема включения школьных театров в контекст любительского театрального искусства. Актуальность темы видится авторам не только в необходимости практического выполнения ряда нормативных документов о развитии школьных театров, но прежде всего в теоретическом осмыслении данного явления в любительском театральном искусстве. Научная новизна работы состоит в анализе современных подходов к школьным театрам и любительскому театральному искусству, в контексте предлагаемых авторами направлений теории и практики любительского театра.
В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А. В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А. В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А. В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимент а А. В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А. В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным интересом к изучению регионального искусства книжной графики. Предметом исследования стало художественное оформление книг, выпущенных Сталинградским издательством в послевоенный период. Определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в 1943–1957 гг. Проведен искусствоведческий анализ изданий, оформленных художниками В. М. Петиновым, В. М. Алексеевым, В. А. Сметанниковым, П. Ф. Гречкиным, П. П. Островским. Художественное оформление изданий рассмотрено с позиций целостности книжного организма и проявления индивидуального творческого стиля художника-иллюстратора
Авторы статьи исследуют влияние демократизации доступа к искусственному интеллекту на современную культуру и креативные индустрии. Проанализированы исторические этапы развития искусственного интеллекта, его роль в трансформации творческих процессов и сохранении культурного многообразия. Особое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта в творчестве, проблемам авторства, а также рискам доминирования глобальных платформ, обусловливающим процессы унификации культуры
В ст атье исследуются сложившиеся в отечественном научном дискурсе основные подходы к определению современной русской идеи как формы российского национального самосознания. Выясняются концептуальные основы, определяющие способ содержательной интерпретации современной русской идеи. Сформулированы условия эффективного дискурса о русской национальной идее. Обоснована необходимость выработки отечественной мыслью эффективной формы национального самосознания, способной обеспечить сплочение общества и развитие российской цивилизации в XXI веке. Установлены критерии продуктивной концепции современной русской идеи
Год защитника Отечества и 80-летие Победы в Великой Отечественной войне являются глубоко символичными событиями, имеющими огромное значение для России и ее граждан. Они неразрывно связаны с исторической памятью и национальной идентичностью российского общества.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/