В теории музыки сегодня отсутствует единство позиции по вопросу о способе организации музыкального интонирования. Между тем музыкальная практика и идеология обнаруживают возможность преодоления названной недостаточности: например, на уровне социоуправленческих установок концепции искусства соцреализма, в акцентно-психоделическом способе организации интонирования в рок-музыке. Автор видит проблемой теоретического музыкознания доказательное обоснование позиции, способной преодолеть «концептуальный плюрализм» в теориях музыкального искусства.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
- УДК
- 78. Музыка
Если взять за основание для ответа на вопрос о способе организации («складе») музыкального интонирования в музыкальном искусстве последних ста пятидесяти лет российский учебник по курсу музыкально-теоретических систем для студентов теоретико-композиторских факультетов консерваторий [1], то картина открывается удручающей: единство мнений отсутствует. При этом учебное пособие отличается еще и тенденциозной неполнотой. В нем отсутствует не только специальная глава по теории полистилистики, но еще и описание целого направления в российском музыкознании, связанного с продолжающимися и в ХХ–XXI столетиях исследованиями оснований «мажоро-минора».
Список литературы
1. Холопов Ю., Кириллина Л., Кюрегян Т., Лыжов Г. Поспелова Р., Ценова В. Музыкально-теоретические системы. М.: Композитор, 2006. 632 с. EDN: QQNVNF
2. Борисов Б. П. “Битлз”, какими вижу их я: книга-исследование. М.: Директ-Медиа, 2016. 686 с.
3. Устав Союза советских писателей СССР. М.: ОГИЗ, 1935. 16 с.
4. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. 376 с.
5. Тюлин Ю.Н. Учение о гармонии. М.: Музыка, 1966. 223 с.
6. Мазель Л.А. Проблемы классической гармонии. М.: Музыка, 1972. 616 с. EDN: ZCJEUH
7. Борисов, Б.П. Учение об однотерцовом и хроматическом мажоро-миноре Н.Ф. Тифтикиди. Миф о панхроматике (статьи разных лет). URL: https://drive.google.com/file/d/137xR4k5g4DKpOEOIso62JfFs5f27qMmo/view?usp=sharing (дата обращения: 16.03.2024).
8. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Соколов А.С. Введение в музыкальную композицию XX века. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. С. 146-149. EDN: PFROLX
9. Борисов Б.П. D. Alberti - “Beatles”: the limits of the paradigm of historical formation of homophonic harmoniс organization in music. Доклад на Международной конференции “Творчество Доменико Альберти в контексте современности”. Университет Тонгжи, Шанхай (КНР), 13 июня 2019 года. URL: https://drive.google.com/file/d/1-Mt0Z8YRHE455zea5fkQfrtBU2PwZAcR/view?usp=sharing (дата обращения: 16.03.2024).
10. Борисов Б.П. Патриотическое воспитание личности средствами музыкального искусства (методологический аспект). Доклад на Всероссийской научно-практической конференции “Формирование гражданской идентичности и межнационального согласия средствами искусства”. Институт современного искусства, Москва, 18-20 ноября 2022 года. URL: https://drive.google.com/open?id=14wirNmsRRO5Kb5-xjrMxkAgydgmBtqH2& authuser=borisb60%40gmail.com&usp=drive_fs (дата обращения: 16.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме изучения традиционной национальной одежды народности шэ, а также факторам, способствовавшим ее изменению. Национальная одежда шэ отражает национальный характер, региональные особенности, обычаи, искусство и культуру, накопленные народом за долгую историю. В настоящее время академическое сообщество еще не пришло к единому пониманию происхождения народности шэ, которое можно свести к следующим теориям: теории коренных народов, теории миграции и теории множественных источников. Национальная одежда помогает сохранить и передать традиции и ценности от одного поколения к другому, а также способствует сохранению разнообразия и уникальности культурного наследия
Проблемной поле статьи лежит в сфере рассмотрения эстетической парадигмы «циюньшэндун», которая используется в традиционной и современной китайской узорчатой тканевой символике1, присутствуя и обогащая своими уникальным рисунком области дизайна одежды и индустрии моды. Во многом это детерминировано корневыми основаниями древнекитайской культуры и сложившейся в ее лоне спецификой национальной традиции в области ранних художественных практик, в дискурсе которых зарождались, формировались и развивались в последующем базовые принципы не только когнитивного рационального восприятия мира китайским человеком, но также иррационально-чувственного его отражения в китайском искусстве.
Статья посвящена анализу двух хоровых поэм Т. Н. Хренникова на стихи Н. А. Некрасова – «Перед дождем» и «Несжатая полоса», вошедших в ор. 20. Актуальность обращения к хоровым сочинениям отечественного композитора-классика обусловлена отсутствием музыковедческих исследований, рассматривающих данную область наследия композитора. В процессе анализа поэм, наряду со спецификой музыкальной формы, выявляется взаимосвязь образного содержания произведений с музыкально-выразительными средствами, характеризуются особенности интерпретации поэтического текста, раскрываются индивидуальные черты трактовки жанра поэмы
Статья посвящена анализу художественного своеобразия оперы «Скорбь об ушедшей» выдающегося китайского композитора Ши Гуаннаня. Сочиненная в 1981 году по одноименному рассказу классика кит айской литературы XX века Лу Синя, она стала первым образцом жанра лирико-психологической оперы в современном китайском музыкальном театре. Замысел оперы рассматривается в контексте идеи подъема национального самосознания, вызванного важнейшим социокультурным феноменом в истории Китая – «движением Четвертого мая» 1919 года. В концепции произведения, наряду с претворением китайских культурных традиций, выявлено влияние европейской (итальянской) и русской лирической оперы. Впервые подробно рассмотрены черты жанрово-стилевой и музыкальнодраматургической специфики оперы.
В статье рассматривается образ Далекой возлюбленной в романсах С. Рахманинова ор. 38 на стихи поэтов-символистов. В музыкальной науке проблема Русского Эроса на сегодняшний день не получила должного освещения. Цель статьи – выявить в романсах С. Рахманинова образы-знаки куртуазного текста. Подвергнув анализу романсы «К ней» и «Ау!», автор обнаружил, что в драматургии романсов отражен новый тип любовной лирики – синтез возвышенно-одухотворенного и религиозно-мистического начал, который соответствовал концепции «Вечной Женственности» Вл. Соловьёва
Статья посвящена исследованию отдельных аспектов художественной конц епции первой в истории хоровой музыки Китая оратории «Песня вечного сожаления», созданной композитором Хуан Цзы на стихи поэта Вэй Ханьчжана в 1932 году по поэме «Вечная печаль» классика национальной поэзии Бо-Цзюйи. В ид ейно-философском замысле оратории автор отмечает роль национальнопатриотической идеи, обусловленной событиями китайско-японского конфликта начала 1930-х годов. В музыкальной драматургии оратории отмечены многоплановость, яркие контрасты, наличие драматической, лирической, жанровой сфер; значимость пейзажного начала, картинности. Особо акцентирована оригинальная трактовка синтеза музыки и поэтического слова, преломляющая особенности национальных культурных традиций
Концептуальный дискурс статьи1 находится в области экспликации эстетической парадигмы «воспитания танцем», базирующейся на высокой танцевальноисполнительской культуре, призванной облагораживать и эстетизировать человека, формировать понимание красоты и отношение к прекрасному, центрирующему сферу искусства. В этой связи обосновывается своего рода «предохранительный механизм», призванный противодействовать практикам некорректной интерпретации танцевального фольклорного оригинала, которые имеют место в ходе фривольной обработки фольклорного первоисточника. Доказывается, что данные тенденции являются недопустимым искажением глубинной философии народного танцевального искусства и его базово-ценностных компонентов. В равной степени они губительны для формирования целостного культурно-исторического и эстетического сознания российской молодежи. Одновременно уточняется ключевая роль педагога-наставника, призванного раскрывать обучающимся «рисунок» танца во всей палитре его уникальности и своеобразия
В статье анализируются драматургические и режиссерские приемы историкоархивного (монтажного) фильма. Уточняется понятие хроники, выявляются способы соединения и сопоставления фрагментов хроники для создания цельного звукозрительного образа. Исследуются практические способы преодоления проблемы работы с неактуальным для современного монитора форматом хроники. Автор приходит к выводу, что эстетика историко-архивного (монтажного) фильма дает возможность не только формирования исторически достоверного хронотопа, но и использования хроники в качестве выразительного образа.
Филигрань относится к ярким явлениям ювелирного искусства и народных промыслов Кавказа. На сегодняшний день ее исторические традиции мало изучены. В настоящей статье, на основе полевых исследований автора, а также наблюдений других ученых, поставлена задача углубить представления об исторических традициях филиграни как декоративной техники, получившей широкое распространение в конце ХIХ – начале ХХ вв. в областях Северного Кавказа, где в это время работали многие отходники из Дагестана.
В ст атье на основе уникальных неопубликованных документов из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака, личного фонда, материалов периодической печати и обширной краеведческой литературы, посвященной Крыму, городу Судаку и его жителям, рассматриваются особенности жизнедеятельности и творчества Алексея Матвеевича Горшкова, участника Великой Отечественной войны, видного общественного деятеля, научного сотрудника и заведующего музеем-заповедником «Судакская крепость». А. М. Горшков проводил различные, в том числе научные исследования музея-заповедника «Судакская крепость», чем внес существенный вклад в отечественное музееведение и памятниковедение. В конце 1960-х годов А. М. Горшков был одним из тех, кто спас город от капитальной застройки, которая бы превратила судакскую бухту в порт, что неминуемо грозило уничтожением Судака как уникального исторического и культурного центра. Особый интерес представляет художественное творчество А. М. Горшкова. Будучи художником-самоучкой, он достиг значительных успехов, создавая пейзажи и картины на историческую тематику. Его многочисленные работы хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях Москвы, Киева, Симферополя, Феодосии и т. д
Статья посвящена проблеме атрибуции произведений ранней русской фотографии. На примере дагеротипов Й. Венингера рассматривается возможность использования обрамлений для определения авторства. Выделяются и описываются основные типы монтировок, предпринимается попытка расположить их в хронологической последовательности; попутно поднимаются актуальные атрибуционные вопросы. Акцентируется внимание на противоречиях, возникающих при изучении дагеротипов, и на проблемах, связанных с опытом реконструкции утраченных обрамлений. Отсутствие исследований, посвященных изучению дагеротипных обрамлений, делает настоящую статью чрезвычайно актуальной
В статье сопоставляются структурные принципы организации звуков в рамках конкретного музыкального строя с представлениями о мироустройстве в общественном сознании на соответствующих этапах истории. Так как ведущая функция музыкального строя состоит в преобразовании естественного хаоса звуков в организованный звуковой космос, структура звукового строя отвечает тем представлениям о мироустройстве, которые преобладают в общественном сознании соответствующей исторической эпохи. Аргументами, доказывающими данное утверждение, выступают характеристики двух наиболее значимых для европейской музыкальной культуры способов «построения» звучаний – натурального (пифагорейского) строя и равномерно темперированного строя
В статье рассматриваются вопросы идентичности романтического мифа как автономной мировоззренческой системы. Феномены романтического мифа характеризуются согласно культурфилософским критериям, что дает возможность не только определить их идентичность, но и их отличия от феноменов других течений культуры европейского типа. Такой подход позволяет выявить истоки романтической мифологии в их исконном значении, что может быть академически важно и востребовано как в области исследований по истории культуры, так и для анализа современных культурных тенденций
Статья посвящена трактовке образа России как варвара в немецкой публицистике XVIII–XIX вв. Методологическую базу исследования составляют методы исторического и культурологического анализа. Сделаны выводы о том, что варваризации образа России в немецкой публицистике обозначенного периода способствовали исторические, природно-климатические и религиозные факторы, обусловливающие трактовку русской истории и культуры исключительно как азиатской и деспотической. Ракурс рассмотрения дихотомии «Европа – Россия» в немецком русофобском дискурсе переводится в плоскость противостояния цивилизации и варварства. Дихотомия «цивилизация – варварство» однозначно дополняет оппозицию Европа – Россия
В статье анализируются стилистические особенности символико-графического формообразования как сложной знаковой структуры, бытующей в традиционном художественном творчестве кабардинцев и балкарцев. Разработка вопросов, посвященных этнографии народного творчества, формулирующего национальные культурные коды, потребовала обратиться к научным трудам авторов, изучавших историю традиционной народной культуры, а также практику графического символотворчества кабардинцев и балкарцев. В ходе проведенного исследования установлено, что традиционное народное творчество, являясь идентификатором ремесленной культуры, демонстрирует стилистику символико-графического моделирования художественного образа
В статье рассматривается соотношение понятий национальной культурной идентичности и культурного кода нации, которые, в силу своей специфики, находятся в зоне единого концептуального поля, сопряжены с единым субъектом – нацией и, как следствие, демонстрируют случаи пересечения, наложения или подмены друг другом в современном научном дискурсе. Авторы исследуют понятийные границы этих двух терминов и иллюстрируют на примере культурных кодов наций стран постсоветского пространства возможности динамики национальной идентичности и культурных кодов.
2024 год объявлен в нашей стране Годом семьи, его цель – сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей. Семейные традиции, любовь и уважение к близким людям являются залогом воспитания молодых людей как активных членов общества, готовых к труду и творчеству. В данном аспекте особое значение имеет опора на фундамент традиционной народной культуры, поскольку именно в рамках семейных отношений наилучшим образом проявляется все лучшее, ценное и необходимое, что накопила за долгие века народная мудрость.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/