В XX веке хоровая аранжировка становится главным инструментом преобразования народной песни, предназначенной для сценического исполнения. В течение нескольких десятилетий были выработаны основные методы хоровой аранжировки фольклорного материала и апробированы в творчестве музыкантовхоровиков. В результате этого современное хоровое народно-певческое искусство отличает не только значительное жанровое и стилевое разнообразие, но и многообразие авторских стилей хоровой обработки народных песен. В статье анализируются авторские стили аранжировки (обработки) народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора, принадлежащие разным хормейстерам, выявляются стилевые особенности аранжировок
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Современное народно-певческое исполнительство отличает значительное жанровое и стилевое разнообразие. Исторически в отечественной музыкальной культуре сформировались различные подходы и точки зрения на художественный облик народных песен, исповедуемый и пропагандируемый теми или иными музыкантами. Шкала этих точек зрения колеблется от исключительно аутентичных образцов, сохраняющих самые тонкие черты исконной певческой культуры, до принципиально обработанных, стилизованных музыкальных произведений
Список литературы
1. Дискуссия о русских народных хорах // Советская музыка. 1955. № 7 (200). С. 91-101.
2. Захарченко В.Г. Поет Кубанский казачий хор: народные песни, записанные в станицах Краснодарского края в обработке для народного хора. Краснодар: Изд-во “Эдви”, 2002. Вып. 1. 320 с.
3. Дубовский И.И. Имитационная обработка русской народной песни. М.: Музгиз, 1963. 79 с.
4. Абрамский А. Основы аранжировки для русского народного хора // Клубные вечера. М.: Сов. композитор, 1982. Вып. 15. С. 79-93.
5. Антипова Л.А. Обработка народной песни для народного хора и ансамбля фольклорной песни: метод. рекомендации. М.: ВНМЦ НТ и КПР им. Н.К. Крупской, 1989. 14 с.
6. Веретенников И.И. Аранжировка и обработка народной песни для ансамблей и солистов. Белгород: БГЦНТ, 2006. 104 с.
7. Медведева М.В. Аранжировка и импровизация как формы творческого освоения песенного фольклора. М.: РАМ имени Гнесиных“, 2022. 88 с.
8. Медведева М.В. Аранжировка как вид творческого освоения песенного фольклора // История, теория и практика фольклора: сб. науч. ст. по матер. V Всерос. науч. чтений памяти Л.Л. Христиансена. Саратов: СГК им. Л.В. Собинова, 2017. С. 58-63.
9. Бакке В.В. Искусство аранжировки народной песни. СПб.: Лань; Планета музыки, 2024. 108 с.
10. Захарченко В.Г. Народные песни Кубани: из репертуара Государственного кубанского казачьего хора. Краснодар: Книжное издательство, 1987. Вып. 1. 320 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода – в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы
В статье рассматривается специфика воплощения героико-патриотической темы в китайской опере «Дочь партии». Акцентируется внимание на том, что этот жанр, считающийся высшей формой всеобъемлющего театрального искусства, в Китае сформировался благодаря интеграции элементов различных национальных культур, в числе которых – синтез принципов вокального звукоизвлечения belcanto и технологии исполнения, свойственные традиционному певческому искусству. Китайская опера – жанр, порожденный взаимодействием восточной и западной музыкальных культур XX века, в художественной концепции которого, как правило, отражаются важнейшие тенденции политической жизни страны.
В статье обобщены научные представления о музыкальной культуре региона. Автор акцентирует внимание на общих основаниях трактовки понятия данного социокультурного явления в научной литературе. На основе синтеза метакоммуникативного и структурно-функционального подходов автор трактует понятие музыкальной культуры региона как социокультурного фронтира и определяет фактор, при котором музыкальная культура является особой формой системной деятельности, в которой важнейшую роль играет композиторское творчество
Предметом исследования является художественный образ медведя в русской народной глиняной игрушке. Целью работы стало выявление основных локальных и универсальных черт в трактовке персонажа мастерами крупнейших центров народных промыслов. На сегодняшний день эти вопросы мало освещены, чем обусловлена актуальность и новизна обращения к данной теме. В результате исследования определена главная особенность образа медведя в глиняной пластике – дуализм семантики персонажа, который проявляется в сочетании зооморфных и антропоморфных характеристик
В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века. Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования – формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции
В центре внимания статьи – камерно-вокальное и хоровое творчество Хуан Цзы – композитора, теоретика, стоящего у истоков профессионального музыкального образования в Китае. Предмет исследования – воплощение образа человека в музыке Хуан Цзы. Методы и подходы: историко-стилевой, системный; методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в изучения образно-художественного мира композитора как системы, отражающей исторические и культурные факторы изменяющейся реальности
Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя
В статье рассматриваются музыкальные характеристики главных героев зарубежных экранизаций романа Л. Толстого «Анна Каренина», впервые проводится сравнительный анализ музыкальной интерпретации образов и прослеживается их динамика. Основой для изучения стали киноинтерпретации, в которых присутствуют лейтмотивы указанных персонажей. В результате доказывается влияние музыки на создание образов персонажей, раскрытие их душевных качеств, скрытых чувств, помыслов
В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала
Статья посвящена сравнительному анализу характерных особенностей скрипичного исполнительства на разных периодах его развития в России и в Китае. Цель данного исследования заключается в определении роли российской и западной скрипичных школ в развитии музыкальной культуры КНР. Автором статьи сделан вывод, что становление и развитие скрипичного искусства в России и в Китае совершалось в рамках формирования национальной музыкальной культуры каждой страны. Тем не менее, высокая квалификация педагогического состава и современных исполнителей Китая в значительной мере обусловлена влиянием российских и европейских музыкально-педагогических и исполнительских традиций
Статья содержит анализ биографии, истоков творческой деятельности и особенностей музыкального стиля китайского композитора Ду Минсиня. На основе историко-биографического и музыковедческого анализа были определены структурные и стилевые особенности современной китайской музыки. Охарактеризовав героико-патриотическую эстетику вокальной сюиты Ду Минсиня «Великая китайская стена», автор приходит к выводу об актуальности и необходимости углубленного исследования стилевых особенностей творчества композитора.
В статье на примере проектов из личного архива архитектора В. А. Сохина (1925–1995), через характеристику особенностей взаимодействия двух видов искусства – скульптуры и архитектуры, исследуется процесс увековечения образов героев Великой Отечественной войны в творчестве авторских коллективов из Ленинграда в 1960–1970-е гг. Проблема синтеза искусств в монументальной скульптуре раскрывается в статье с необычного ракурса, через творчество архитектора, который сотрудничал с различными скульпторами. Одной из задач статьи является введение в научный оборот сведений о биографии В. А. Сохина
В статье предпринят анализ концептуальных подходов к проблеме социокультурной идентичности российской цивилизации в современном отечественном научном дискурсе. По способу решения этой проблемы установлено пять основных подходов: моноредукционистский подход, модель диады, антиномично-дуальный подход, модель триады и полиэлементный подход. Дана характеристика эвристических возможностей и ограничений каждого из подходов на примере их отдельных представителей. Обосновано, что социкультурный код российской цивилизации включает в себя три интегральных инварианта: державность, духовность, соборность.
В статье рассмотрены социокультурные практики как повседневные действия, нормы и обычаи, которые, будучи частью культурной жизни общества, выступают ретранслятором базовых ценностей, формирующих архитектуру современных социокультурных отношений. Показано, что культурные практики не являются статичными образованиями. Они изменяются, эволюционируют и приобретают все новые и новые формы в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями. Так, глобализация ведет к унификации и в какой-то степени к деконструкции ранее сформировавшейся ценностной системы, что актуализирует вопрос изучения современной специфики социокультурных практик.
Настоящая работа направлена на изучение обмена научными знаниями и технологическими достижениями между государствами в свете реализации глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Актуальность темы обусловлена растущим значением межкультурного взаимодействия и научной дипломатии в укреплении сотрудничества между странами-участницами этого глобального проекта. Основная цель исследования – выявить ключевые направления, механизмы и перспективы научно-технического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Методологическую основу составляют сравнительно-исторический и системный подходы
В статье рассматривается роль традиционной культуры в укреплении этнической идентичности в Китае и России. Отмечается, что в условиях глобализации и противоречивых международных и межцивилизационных отношений межкультурные коммуникации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой из года в год становятся прочнее. Между странами динамично развивается многостороннее сотрудничество, а диалог культур выходит на самый высокий уровень. Анализ двухсторонних российско-китайских культурных отношений позволяет сделать вывод об укрепляющей государство роли традиционных культур как во внутренней политике стран, так и во внешних связях под мощным воздействием «мягкой силы» культуры.
В современном мире культурное наследие России занимает особое место. Оно является тем фундаментом, основанием национальной идентичности, который позволяет сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации. Наследие является ключевым элементом формирования коллективной памяти народа, опорой, дающей возможность осознать свою историю и место в мире.
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/