В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Искусство
Актуальность темы исследования. Отношение к мифологии в научном поле имеет двойственный характер: с одной стороны, миф – это всего лишь одна из ступеней общественного сознания, которая «исторически изжила себя» [8. С. 582], с другой – «подлинная и максимально конкретная реальность» [5. С. 37]. И, в зависимости от характера определения по отношению к истории культуры как науке, изучающей аспекты осмысленной человеческой деятельности, как систему, – возникают два полярных по отношению друг к другу способа осмысления мифа как феномена. Первый говорит нам о мифологии как о явлении, имеющем отношение к архаической культуре, другой ставит мифологию в основу смыслообразования.
Список литературы
1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2023. 351 c.
2. Калинина И.В. Очерки по исторической семантике. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. 272 с. EDN: QUPUCL
3. Касевич В.Б. Проблемы семантики. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019. 304 с.
4. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
5. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 558 с.
6. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Академический проект; Мир, 2012. 331 с. EDN: QWSVNJ
7. Найдыш В.М. Мифотворчество в деятельности сознания // Вопросы философии. 2017. № 5. С. 26-34. EDN: YPQETV
8. Новая философская энциклопедия: в 4-х т. Т 2. / Ин-т философии РАН; Нац. общ.-научн. фонд. М.: Мысль, 2010. 634, [2] с.
9. Раздьяконова Е.В. Миф как реальность и реальность как миф: мифологические основания современной культуры: автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2009. 24 с. EDN: ZNZBIR
10. Шеллинг Ф.В. Философия мифологии. В 2-х т. Т. 2. Монотеизм. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. 544 с.
11. Элиаде М. Избранные сочинения. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир, 1999. 488 с.
12. Элиаде М. Аспекты мифа. М.: Академический проект, 2021. 235 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, “Актуальные проблемы искусствоведения” но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся в настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий
Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XX века, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов
В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера. В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.
В статье анализируются вопросы взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.
Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным Западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного Запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи
В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, ее культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра
В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.
Историческая память – это способность сохранять и передавать образы прошлого, информацию о ключевых событиях и наиболее значимых исторических деятелях. Она включает в себя не только сами события и пережитый опыт, но и их эмоциональную окраску, оценки. Такая коллективная память о прошлом своего народа является основой формирования национальной идентичности, позволяющей сохранить и приумножить уникальность и богатство российской цивилизации
Издательство
- Издательство
- КГИК
- Регион
- Россия, Краснодар
- Почтовый адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- Юр. адрес
- 350072, Краснодарский край, г Краснодар, ул им. 40-летия Победы, д 33
- ФИО
- Зенгин Сергей Семенович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- kguki@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (861) 2577632
- Сайт
- https://kgik1966.ru/