Вопрос использования замороженных российских суверенных активов находится в зоне внимания со стороны политиков и экспертов на протяжении уже трех лет. В 2024 г. в рамках Группы семи (G7) было принято решение об использовании доходов от российских активов для обслуживания синдицированного кредита, направленного на дальнейшее финансирование военной и иной помощи Украине. В первой половине 2024 г. в рамках политики ограничительных мер ЕС принял пакет законодательных актов, направленных на создание необходимого общесоюзного юридического механизма по обращению в собственность Союза доходов от инвестирования замороженных российских суверенных активов. Данное решение представляет собой серьезный вызов современному международному праву и системе международных отношений. Цель настоящей статьи состоит в выявлении основных характеристик согласованного в рамках ЕС механизма использования российских суверенных активов с целью определения его соответствия международному праву и праву самого Союза. Для достижения поставленной цели автором проанализирована юридическая сторона механизма изъятия доходов от использования российских суверенных активов, а также осуществлена попытка смоделировать возможные последствия от применения данной меры, включая ответные меры со стороны РФ. Автор приходит к выводу о том, что утвержденный механизм использования российских активов может привести к нарушению права суверенной собственности РФ, а также иных принципов международного права. Кроме того, принятие на уровне ЕС решения об обращении в собственность Союза доходов от использования российских суверенных активов порождает целый ряд иных конфликтов с нормами национального и союзного права.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-2-2
Совет 21 мая 2024 г. принял решение No 2024/14706 и регламент No 2024/14697, посредством которых был создан юридический механизм использования доходов от российских суверенных активов.
Список литературы
Войников, В. В. 2024, Конфискация по-эстонски. Правовые и политические аспекты возможного изъятия российских активов в странах ЕС, Балтийский регион, т. 16, № 1, с. 4—22, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2024-1-1
2.
Лебедева, О. В. 2022, Санкционный «Дикий Запад»: конфискация замороженных российских активов как возможный новый инструмент санкционной политики США. Перспективы. Электронный журнал, № 4 (31), c. 80—87, https://doi.org/10.32726/2411-3417-2022-4-80-87
3.
Тимофеев, И. Н. 2024, Торговые санкции Европейского союза в отношении России: современная практика, Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика, т. 40, № 2, с. 233—247, https://doi.org/10.21638/spbu05.2024.205
4.
Butchard, P. 2024, Sanctions, international law and seizing Russian assets, 7 November 2024, Research Briefing, URL: https://commonslibrary.parliament.uk/research-briefings/cbp-10034/. P. 90 (дата обращения: 20.12.2024).
5.
Галушко, Д. В. 2020, О роли принципов права Европейского Союза в его взаимодействии с национальным правом государств-членов, Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Право, № 2 (41), c. 284—293, https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.2/2817
6.
Михалёва, Т. Н., Киселева, А. В., Римашевская, Ю. С. 2022, Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце, материалы XXI Междунар. науч. конф., посвящ. 101-й годовщине образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 27 окт. 2022 г., Белорус. гос. ун-т, Минск, БГУ, c. 578—583.
7.
Franchini, D. 2024, When finance becomes a weapon: the challenge of central bank sanctions under International Law, Journal of International Trade Law and Policy, vol. 24, № 1, p. 28— 56, https://doi.org/10.1108/JITLP-07-2024-0041
8.
Кравченко, О. И. 1998, Юрисдикционный иммунитет государства: абсолютный или ограниченный? Белорусский журнал международного права и международных отношений, № 1, c. 48—54, https://doi.org/10.21128/2226-2059-2016-4-99-113
9.
Боклан, Д. С., Боклан, О. С., Смбатян, А. С. 2016, Значение Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния для защиты интересов сторон при разрешении споров в рамках ВТО, Международное правосудие, № 4 (20), c. 99—113, https://doi.org/10.21128/2226-2059-2016-4-99-113
10.
Jackson, M., Paddeu, F. 2023, The Countermeasures of Others: When Can States Collaborate in the Taking of Countermeasures?, American Journal of International Law, vol. 118, № 2, p. 231—274, https://doi.org/10.1017/ajil.2024.8
11.
Романова, Т. 2024, Эволюция дискурса о суверенитете и санкциях и ее значение для внешних связей ЕС, Международные процессы, т. 22, № 1 (76), с. 22—41, https://doi.org/110.46272/IT.2024.22.1.76.6
12.
Геро, У., Ритц, Х. 2024, Эндшпиль Европа. Почему потерпел неудачу политический проект Европа и как начать снова о нем мечтать, М., 160 с.
13.
Шевцов, А. Л. 2024, Возможная конфискация российских государственных активов на западе: правовой и политический цугцванг, Вестник Института экономики Российской академии наук, № 3, с. 47—60, https://doi.org/10.52180/2073-6487_2024_3_47_60
14.
Nagy, C. I. 2025, Can Ukrainians Claim Compensation for War Damage under the Russia—Ukraine BIT?, An International Investment Law Experiment. University of Pennsylvania, Journal of International Law, vol. 46, № 4, http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.4919808/
15.
Criddle, E. J. 2023, Turning Sanctions into Reparations: Lessons for Russia/Ukraine, Faculty Publications, 2123, URL: https://scholarship.law.wm.edu/facpubs/2123 (дата обращения: 31.01.2025).
16.
Савченко, М. С. 2003, Реституция как форма международно-правовой ответственности за преступные посягательства на культурные ценности, Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, № 1 (20), с. 253—270. EDN: SXLWBT
17.
Колосов, Ю. М. 2014, Ответственность в международном праве, 2-е изд., стер. М., Статут, 224 с.
18.
Hathaway, O. A., Mills, M., Poston, T. 2024, War Reparations: The Case for Countermeasures, Stanford Law Review, vol. 76, № 5, p. 971—1050.
19.
Buchan, R. 2023, Non-forcible measures and the law of self-defence, International and Comparative Law Quarterly, vol. 72, № 1, p. 1—33, https://doi.org/10.1017/S0020589322000471
20.
Степанова, Е. 2020, Вооруженные конфликты начала XXI века: типология и направления трансформации, Мировая экономика и международные отношения, т. 64, № 6, с 24— 39, https://doi.org/10.20542/0131-2227-2020-64-6-24-39
21.
Панов, Ф. Ю. 2022, Международно-правовые основы введения односторонних ограничительных мер ЕС, Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения, т. 18, № 1, с. 137—146, https://doi.org/10.12737/jflcl.2022.0
22.
Волков, Г. Ю. 2024, Перспективы реализации риска конфискации российских зарубежных активов представителями администрации недружественных стран, Право, экономика и управление: актуальные вопросы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Чебоксары, c. 15—18, https://doi.org/10.31483/r-110337
Выпуск
Другие статьи выпуска
Процессы секуляризации, развернувшиеся с начала XX в., привели к значительному изменению традиционной религиозной структуры населения многих стран и регионов. Цель исследования — выявление сдвигов в конфессиональной структуре населения Северо-Запада России, Эстонии, Латвии и Литвы с конца XIX в. по настоящее время. Для этого использовались итоги переписей населения, проведенных в 1897 и 2021 гг., а также результаты социологических опросов, в которых задавался вопрос о религиозной принадлежности населения. В соответствии с динамикой конфессиональной структуры населения на территории Северо-Запада России и Прибалтики было выделено 24 историко-конфессиональных района. Осуществлена типологизация районов с опорой на изменение степени сложности конфессиональной структуры населения, а также на динамику доли четырех основных конфессиональных групп в регионе исследования — протестантов, католиков, восточных христиан и иудеев. Первый тип характеризуется гомогенизацией религиозной части населения в пользу православных и католиков при гетерогенизации общей конфессиональной структуры (включающей нерелигиозное население). В этот тип вошли все районы Северо-Запада России, уезд Ида-Вирумаа в Эстонии, Латгалия в Латвии и часть Литвы. Второй тип районов, представленный наиболее полно в Эстонии и Латвии, характеризуется гетерогенизацией как общей конфессиональной структуры населения, так и ее религиозной части. Спецификой третьего типа является гомогенизация общей конфессиональной структуры — в пользу католиков в Литве и в пользу протестантов и нерелигиозного населения — на юго-западе Эстонии.
Статья посвящена оценке трансформации научных связей России на восточном и западном направлениях. Актуальность работы обусловлена активным продвижением в практике идеи международного научного сотрудничества как необходимого условия развития современной науки. Цель исследования — оценить реструктуризацию международных научных связей России за последние 30 лет на макрорегиональном уровне. Методика исследования базируется на подходе пространственной наукометрии, позволяющей проводить географический анализ науки с использованием массива больших библиометрических данных. Исследование выполнено на материалах Балтийского и Индийского регионов и охватило период с 1990 по 2024 г. Источник данных — международная реферативная база Scopus. Полученные результаты позволили сделать выводы о месте исследуемых макрорегионов в мире по уровню приращения научного знания, вкладу стран в обеспечение макрорегиональной динамики публикационной активности и степени интеграции России в научное пространство Балтийского и Индийского регионов. Показано, что Балтийский регион занимает устойчивое положение в мире по количеству научных публикаций, демонстрируя небольшой, но стабильный ежегодный прирост и высокие значения научной продуктивности. Индийский регион — динамичнее в научном плане, однако имеет более высокую степень централизации научной активности и меньшую научную продуктивность. Россия вовлечена в научное сотрудничество с обоими макрорегионами. Однако если со странами Балтийского региона наблюдается его стагнация, усилившаяся после 2022 г., то со странами Индийского региона, напротив, отмечается рост совместной публикационной активности. Подчеркивается необходимость дальнейших качественных исследований по данной тематике для более глубокого понимания изменений в мировой географии науки и места России.
Антироссийские санкции оказали разнонаправленное влияние на многие сектора отечественной экономики, в том числе на сектор жилищного строительства, прежде всего на строительство многоквартирных домов. Из-за них ушли иностранные застройщики с передовыми практиками управления и маркетинга, а национальные застройщики-девелоперы были вынуждены оперативно адаптироваться к новым и усилившимся старым факторам развития первичного рынка многоквартирного жилья. Цель работы — выявление траекторий адаптаций крупнейших девелоперов-застройщиков на рынке жилой недвижимости Санкт-Петербургской агломерации в условиях антироссийских экономических санкций. Для этого было необходимо решить ряд задач: собрать и обработать данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) от ДОМ. РФ для жилищных проектов застройщиков; выявить территориальную структуру построенных и строящихся жилых комплексов застройщиков в Санкт-Петербургской агломерации; определить характер изменения интенсивности освоения территориальных зон застройщиками; оценить изменение пространственного поведения застройщиков на различных территориальных зонах с помощью индекса Херфиндаля — Хиршмана и др. Эмпирическую базу составили данные из единой информационной системы жилищного строительства (ЕИСЖС) ДОМ. РФ по проектам жилищного строительства (карта новостроек). Дополнительно были использованы сведения из СМИ. На основе картографирования данных были выделены территориальные кластеры жилищного строительства и дана оценка доле ввода жилья в каждом из них за три периода: 2016—2020 гг., 2020—2024 гг. и 2025—2028 гг. Произведена оценка разнообразия девелоперов по территориальным кластерам на основе индекса Херфиндаля — Хиршмана. Обоснованы 5 факторов кризиса, вызванного санкциями и около 9 траекторий адаптаций разных групп застройщиков. Наиболее очевидной адаптацией стал уход иностранных застройщиков. Предложены 4 адаптационные стратегии застройщиков с сильными и слабыми сторонами стратегий, а также спрогнозированы эффекты для города. Существенное влияние оказала выросшая ключевая ставка, из-за которой застройщики снизили интенсивность освоения пригородных территорий, так как это зависело от доступности ипотеки. Напротив, увеличилось освоение различных зон серого пояса с ориентацией на высокоплатежный спрос. Это ведет к увеличению связанности территорий внутри агломерации, к расширению центра.
Статья посвящена оценке уровня развития и современного состояния сельских территорий стран Балтии на примере Латвии, Литвы и Эстонии. Основная цель исследования — выявление ключевых аспектов сельскохозяйственного производства, демографической ситуации в сельских районах, социально-экономических вызовов, с которыми сталкиваются данные территории, а также выработка рекомендаций для их устойчивого и инклюзивного роста. Методология исследования базируется на междисциплинарном подходе, учитывающем демографические, экономические, социальные и экологические аспекты развития сельских территорий. Для анализа использовались методы сравнительного анализа, системного подхода и анализа статистических данных. Для углубленного изучения — методы экономико-географического анализа и анализа документов Европейского союза, включая программы CAP (Common Agricultural Policy). Результаты исследования выделяют как общие, так и специфические для каждой из стран Балтии проблемы сельских территорий, такие как депопуляция, старение населения, высокие уровни безработицы, низкий уровень занятости и инфраструктурные диспропорции. Основное внимание уделено анализу тенденций в сельском хозяйстве, включая влияние европейской сельскохозяйственной политики, изменения в структуре аграрного сектора, а также внедрение инновационных технологий. Подчеркивается важность усиления государственной поддержки сельского хозяйства, использования устойчивых методов производства и улучшения качества жизни сельского населения. Данная статья закладывает основу для дальнейших исследований, включая изучение роли и важности интеграции сельских территорий в национальные и европейские экономические процессы, усиление государственной и международной поддержки, а также разработку программ, ориентированных на повышение качества жизни в сельской местности с участием местных сообществ, в том числе волостных советов, союзов фермеров, ассоциаций предпринимателей.
Исследуются современные особенности кооперации Германии и Польши в политической и военной областях. Методически использованы сравнительный анализ и теория строительства вооруженных сил (ВС). В условиях конфронтации между Евро-Атлантическим сообществом и РФ стратегия Польши была схожа с линией Западной Германией в Холодную войну. Республика Польша (РП) подчеркивала свое положение как крупнейшего государства — члена НАТО в передовой части ее зоны ответственности, укрупнила ВС, стала реципиентом масштабного присутствия США. РП рассчитывает войти в круг «западных держав». Но современная ФРГ сама стремится увеличить вес в НАТО. Это обусловливает сочетание кооперации и заметной конкуренции в отношениях Германии и Польши. На концептуальном и практическом уровнях ФРГ уделяла повышенное внимание «Веймарскому треугольнику» как выразителю интересов ЕС, особенно на постсоветском пространстве. Стремясь ослабить влияние Германии, Польша в 2010- е гг. прервала работу «Веймарского формата» и механизма межправительственных консультаций. К середине 2020-х гг. обе площадки возобновили работу, а ФРГ укрепила позиции в отношении РП. Прежде всего это обусловлено заметным ростом стратегического присутствия Германии в Восточной Европе вне Польши, взаимной обеспокоенностью из-за риска ослабления позиций Запада в Украине. Польша ускоренно наращивала ВС, выйдя (2024) по их численности на третье место в НАТО. Германия более инерционна, но рациональнее использовала бундесвер, особенно в «домашнем» для РП регионе, развернула наземное присутствие к северу и югу от нее. Делается вывод о перспективах сотрудничества, рисках для обороны России и Беларуси.
Цель статьи — изучить нелинейное влияние кризисных ситуаций на политическую динамику интеграционных структур на материале четырех кейсов с опорой на теоретический, эмпирический и сравнительно-аналитический исследовательский инструментарий. Представлен новый объяснительный подход к тому, как интеграционные структуры реагируют на кризисные ситуации различной глубины и интенсивности. Постулируется, что не природа или сила кризиса, а зрелость и плотность институционального устройства интеграционного объединения, а также фактический баланс власти между уровнями управления в нем в конечном итоге определяют, будет ли организация продолжать консолидацию или начнет распадаться. Исследование, основанное на опросе 409 специально отобранных экспертов по вопросам интеграции, показывает, что сильно интегрированные союзы укрепляются в периоды кризиса, но сталкиваются с дезинтеграционным откатом после его завершения. Напротив, слабо интегрированные союзы снижают интенсивность своих связей во время кризиса, но вскоре после него быстро восстанавливают способность к сотрудничеству. Данная модель апробирована на материале четырех кейсов, отражающих влияние кризиса на Украине в 2022 г. и его последствий на интеграционную динамику ЕС (с фокусом на энергетический кризис), НАТО, БРИКС и квазиинтеграционную сеть, образуемую ведущими мировыми университетами.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru