Программа создания принципиально новой отрасли экономики страны — атомной энергетики — является амбициозной задачей стратегического характера, которую реализует Польша, последовательно наращивающая свое политико-экономическое влияние и в рамках Европейского союза, и в масштабах глобальной системы международных отношений. Атомная генерация, по замыслу, позволит Польше преодолеть колею существующего энергетического баланса, сформировать условия для выполнения требований климатической политики Европейского союза, и положительно отразится на конкурентоспособности экономики. Отсутствие собственного технологического задела для реализации программы диктует необходимость привлечения внешнего поставщика технологий — как в части создания самих блоков, так и в части строительства сопутствующей инфраструктуры. Выбор зарубежного технологического партнера предопределен геополитической ситуаций и системой политико-экономических связей, которые возникают как следствие такого решения. Ход реализации программы и ее завершение будут иметь серьезные внешнеполитические последствия для региональной системы международных отношений.
В статье, опирающейся на методы системного и институционального анализа, впервые в российском исследовательском контуре изучены политико-стратегические факторы реализации программы атомной энергетики в Польше, отраженные в документах стратегического планирования. В рамках реализации эмпирического исследования автор рассматривает программу атомной энергетики как многоаспектный политический и стратегический проект, обращает внимание на специфику сопутствующих внутриполитических процессов, а в качестве прикладного измерения исследования определяет внешнеполитические следствия и оценивает риски реализации программы.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- Префикс DOI
- 10.5922/2079-8555-2025-3-4
В качестве исходной для исследователя позиции зафиксируем следующее: политическое давление со стороны ЕС на ускорение энергетической трансформации в опирающейся на угольную генерацию Польше растет из-за необходимости соблюдения требований климатической повестки, а во внутриполитическом контуре — для обеспечения энергетической безопасности и гарантирования условий для конкурентоспособности экономики.
Список литературы
1.Кувалдин, С. А. 2024, Постоянная варшавская величина, Россия в глобальной политике, т. 22, № 4 (128), с. 98—108, EDN: EINUWJ, https://doi.org/10.31278/1810-6439-2024-22-4-98-108
2.Зверев, Ю. М. 2024, Наращивание и модернизация вооруженных сил Польши, Литвы и других стран НАТО вокруг Калининградской области, информационно-аналитический доклад, Калининград, Издательство БФУ им. И. Канта, 68 с., EDN: BXAHVZ
3.Кувалдин, С. А. 2022, Атомная энергетика постсоциалистических стран Центральной и Восточной Европы: влияние на энергетическую политику Евросоюза, Международная экономика, № 10, с. 699—711, EDN: KZQXZQ, https://doi.org/10.33920/vne-04-2210-02
4.Кувалдин, С. А. 2022. Энергетические политики Польши и ЕС: поиск совпадающих интересов, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 6, с. 106—116, EDN: HGGFRC, https://doi.org/10.15211/vestnikieran62022106116
5.Дрыночкин, А. В.
6.Bojarczyk, B., Olchowski, J. 2014, Energetyka jądrowa w konetście biezpieczeństwa energetycznego Polski, TEKA of Political Science and International Relations, № 9, p. 7—32, https://doi.org/10.17951/teka.2014.0.9.7
7.Подоба, З., Норбоев, Б. 2024, Конкурентоспособность Польши в мировой экономике в XXI веке, Мировая экономика и международные отношения, т. 68, № 12, с. 59—71, EDN: KOZPSP, https://doi.org/10.20542/0131-2227-2024-68-12-59-71
8.Габарта, А. А. 2019, Польша: 30 лет от начала социально-экономических трансформаций и 15 лет членства в ЕС, Современная Европа, № 7, с. 82—92, EDN: IJUEEM, https://doi.org/10.15211/soveurope720198292
9.Кувалдин, С. А. 2020, Экономика Польши 2023, Приоритеты вишеградских стран в углеводородной и атомной энергетике, Научно-аналитический вестник Института Европы РАН, № 2, с. 64—72, EDN: OSRBJA, https://doi.org/10.15211/vestnikieran220236472
10.Боровский, Ю. В. 2017, Международное соперничество в энергетике: на примере восточноевропейского рынка атомной энергии, Вестник МГИМО-Университета, № 5 (56), с. 114—129, EDN: ZTWOWR, https://doi.org/10.24833/2071-8160-2017-5-56-114-129
11.Ланко, Д. А., Зотова, Д. А., Немирова, Н. В. 2025, Страны Балтии на пути к энергетическому изоляционизму: вместе или порознь?, Балтийский регион, т. 17, № 1, с. 19—43, EDN: IEYKKO, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2025-1-2
12.Ажинов, Д. Г., Лапшова, Т. Е. 2023, Типологизация стран Балтийского региона по уровню научно-технологического развития, Балтийский регион, т. 15, № 1, с. 78—95, EDN: KZOMRU, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2023-1-5
13.Жуковский, И. И. 2024, Некоторые вопросы эволюции модели современных международных отношений в Балтийском регионе, Балтийский регион, т. 16, № 4, с. 145—160, EDN: ZGCUFQ, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2024-4-7
14.Офицеров-Бельский, Д. В. 2023, Восточная политика Польши: концептуальные основы и практические аспекты, Россия и новые государства Евразии, № IV (LXI), с. 51—61, EDN: DDALCL, https://doi.org/10.20542/2073-4786-2023-4-51-61
15.Стрюковатый, В. В. 2024, Геостратегическое положение России на Балтике как угроза морской блокады в современных условиях, Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Естественные и медицинские науки, № 1, с. 57—75, EDN: DUXJPN, https://doi.org/10.5922/gikbfu-2024-1-4
16.Каледин, Н. В., Елацков, А. Б. 2024, Геополитическая регионализация Балтики: содержание и историческая динамика, Балтийский регион, т. 16, № 1, с. 141—158, EDN: JPXTXQ, https://doi.org/10.5922/2079-8555-2024-1-8
17.Jureńczyk, Ł. 2021, Bezpieczeństwo energetyczne Polski a współpraca polsko-amerykańska w zakresie cywilnego programu jądrowego, Rocznik Instytutu Europy Środkowo-Wschodniej, vol. 19, z. 1, s. 105—120, https://doi.org/10.36874/RIESW.2021.1.6
18.Jureńczyk, Ł. 2022, Perception in the USA of the Polish authorities’ efforts to strengthen the Polish-American alliance in the 21st century, Stosunki Międzynarodowe — International Relations, № 58, p.135—156, https://doi.org/10.12688/stomiedintrelat.17671.1: конкурентные преимущества и факторы устойчивого роста, Общественные науки и современность, № 6, с. 78—89, EDN: FDDNHZ, https://doi.org/10.31857/S086904990013051-8
19.Зимаков, А. 2014, Атомная энергетика ЕС: экономика против экологии, Мировая экономика и международные отношения, № 9, с. 16—19, EDN: SNJRED, https://doi.org/10.20542/0131-2227-2014-9-16-19
20.Лисенкова, А. Д. 2024, Атомная энергетика в Европейском Союзе в условиях кризиса в отношениях с Российской Федерацией, Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология, № 78, с. 206—214, EDN: RHVIXI, https://doi.org/10.17223/1998863X/78/17
21.Kołacińska, K., Sasin, R. 2016, Analiza kosztów i korzyści wdrożenia energetyki jądrowej w Polsce, Rynek Energii, № 3 (124), s. 43—57, URL: https://www.rynek-energii.pl/pl/node/3213 (дата обращения: 15.05.2025).
22.Lipka, M. 2020, Program Polskiej Energetyki Jądrowej a małe reaktory modułowe, PTJ, vol. 63, z 4, s. 18—23.
23.Дьяков, А. С. 2023, Малые модульные ядерные реакторы: перспективы развития, Мировая экономика и международные отношения, т. 67, № 6, с. 47—60, EDN: ASOOXD, https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-6-47-60
24.Stankiewicz, R., 2010, Kilka uwag o regulacji jako funkcji administracji gospodarczej w rozwoju sektora energetycznego, in: Wierzbowski, M., Stankiewicz, R. (red.), Współczesne problemy prawa energetycznego, Warszawa, s. 104—123.
25.Chorążewska, A. 2008, Model prezydentury w praktyce politycznej po wejściu w życie Konstytucji RP z 1997 r., Wydawnictwo Sejmowe, Warszawa, 299 s.
26.Жуковский, И. И. 2025, Президентская кампания 2025 в Польше: кандидаты, программы, сценарии. Аналитическая статья, Российский совет по международным делам, 07.05.2025, URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/prezidentskaya-kampaniya-2025-g-v-polshe-kandidaty-programmy-stsenarii/ (дата обращения: 12.07.2025).
27.Kwidziński, K., Dusiło, M. 2025, Transformacja energetyczna w Polsce. Edycja 2025, Forum Energii, Warszawa, 76 s.
28.Tchorka, G., 2023, Łańcuch wartości energetyki jądrowej w Polsce, Wydział Zarządzania UW, Instytut Energetyki, Warszawa, 36 s.
29.Energetyka jądrowa w Polsce. Ocena gotowości do budowy pierwszej elektrowni, 2025, Baker McKenzie, Warszawa, 44 s.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Исследование фокусируется на проблематике туристского развития арктического Костомукшского муниципального округа в карело-финском приграничье. Город Костомукша, сформированный как образец российско-финляндского сотрудничества в конце XX в., в XXI в. в связи с прекращением трансграничных перемещений и приграничного сотрудничества ищет новые пути своего развития. В связи с исчерпаемостью природных ресурсов перед муниципалитетом остро стоит вызов выстраивания новых направлений развития, включая переориентацию сферы туризма. Цель — выявление направлений туристского развития приграничного г. Костомукша в новых условиях на основе данных социологического опроса экспертного сообщества. Обобщены данные работы фокус-группы и серии полуформализованных интервью, проведенных автором (май 2024 г.) с руководителями и ключевыми специалистами государственных, коммерческих и некоммерческих организаций, связанных с развитием туризма в округе. Выявлены основные ограничения развития туризма в Костомукшском муниципальном округе: экономические, инфраструктурные, кадровые, маркетинговые, природоохранные, а также сезонность туристского бизнеса. Природоориентированный туризм является приоритетным видом туризма в муниципалитете, подразумевая не только экологический, но и активный, культурно-познавательный, событийный и иные виды. Включение Костомукшского муниципального округа в Арктическую зону представляется одним из направлений корректировки стратегических приоритетов муниципалитета. С учетом специфики локации округа, обеспеченности спортивно-туристской инфраструктурой для зимних видов туризма, успешного опыта организации событийных мероприятий одним из перспективных туристских направлений представляется развитие зимних видов туризма. Исследование выявило необходимость кооперации и взаимодействия сегментов триады «власть — бизнес — общество» в сфере туризма.
На основе годовых временных рядов за период с 1993 по 2022 г. анализируется взаимосвязь между прямыми иностранными инвестициями (ПИИ), торговой открытостью и ростом российской экономики. Результаты, полученные с использованием метода граничного тестирования с авторегрессионным распределенным лагом (ARDL), показывают, что ПИИ и торговля положительно влияют на экономическую активность в России в краткосрочной перспективе, при этом долгосрочное воздействие не наблюдается. Дополнительные переменные, например реальный эффективный валютный курс, положительно влияют на экономический рост как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Безработица среди молодежи оказывает разнонаправленное воздействие в краткосрочной перспективе и отрицательное в долгосрочной. Военные расходы не оказывают влияния в краткосрочной перспективе, но отрицательно сказываются на экономике России в долгосрочной, в то время как уровень инфляции имеет как положительный, так отрицательный эффекты в краткосрочной перспективе, влияя негативно на экономический рост в долгосрочной. Тест на причинность по Грейнджеру выявляет однонаправленную зависимость между экономическим ростом, торговой открытостью, военными расходами и реальным эффективным валютным курсом. Для достижения устойчивых результатов рекомендуются меры по привлечению иностранных инвестиций, стимулированию торговли, снижению безработицы среди молодежи, пересмотру оборонных расходов и обеспечению сбалансированной денежно-кредитной политики.
Обрабатывающая промышленность балтийских регионов России столкнулась с серьезными глобальными вызовами в последние годы, включая пандемию COVID-19 и санкционное давление западных стран. Цель исследования заключается в выявлении пространственно-временных эффектов данных внешних шоков на динамику промышленности Санкт-Петербурга, Ленинградской и Калининградской областей и установлении локальных кластеров промышленного роста и спада. Методологической основой выступил пространственный анализ с применением дифференциального глобального и локального индекса Морана, позволяющего оценить пространственную автокорреляцию изменений промышленного производства на муниципальном уровне в период 2019—2023 гг. В качестве исходных данных использованы официальные статистические данные Росстата, нормализованные (очищенные от инфляции) относительно докризисного уровня. Исследование выявило значительную неоднородность реакции регионов: в Калининградской области сформировались обширные зоны упадка из-за высокой зависимости от импорта, в то время как отдельные муниципалитеты Ленинградской области продемонстрировали рост благодаря диверсификации производства и мерам государственной поддержки. Полученные результаты позволили выявить локальные полюса промышленного спада и роста, отражающие значительные пространственные диспропорции в устойчивости промышленности балтийских регионов.
В пространственной структуре современной России весомую роль играют обширнейшие приморские зоны, чье дальнейшее развитие предполагает предельно полный и дробный (вплоть до «низового» уровня, представленного конкретными приморскими муниципальными образованиями) учет природно-экологических и социально-экономических условий селитебной и хозяйственной активности. В статье предложены методический подход и результаты многомерной типологизации приморских муниципальных образований Российской Федерации (186 городских округов, муниципальных районов и муниципальных округов), базирующейся на межбассейновой природно-хозяйственной зональности, сопоставлении экономического, демографического и площадного «размеров» муниципальных образований, положении их административных центров относительно морских побережий, центр-периферийных отношениях в рамках «опорных баз» морской активности, морехозяйственном функционале, превалирующих локализованных проблемах социально-экономико-экологического развития, а также наличии федеральной поддержки в формате преференциальных режимов ведения хозяйственной деятельности. Представлен алгоритм типологизации, а также ее картографическая визуализация (на основе ГИС). Дана оценка и компаративистика социально-экономической динамики приморских муниципальных образований различных типов и подтипов. Выявлены и конкретизированы разнонаправленные процессы пространственной социально-экономической динамики в приморской зоне России: поляризация, «сгущение» населения и экономики в одних муниципалитетах и пространственное «сжатие» хозяйственного освоения в других. Идентифицированы наиболее проблемные типологические группы приморских муниципальных образований и их локализация (Тихоокеанская Россия, Арктическая зона). Акцентированы направления учета типологической специфики приморских муниципалитетов в стратегировании пространственного развития Российской Федерации (в том числе в контексте федеральной поддержки геостратегических территорий и формирования сети опорных населенных пунктов)
Развитие отношений польского государства с соотечественниками за рубежом имеет давнюю традицию, восходящую к периоду II Республики. В соответствии с предложенной тогда моделью взаимодействия за отношения с польской диаспорой (Полонией) отвечала верхняя палата — Сенат. Эта институциональная рамка была восстановлена в постсоциалистический период и считалась одним из способов демонстрации преемственности в отношениях с поляками за рубежом. Однако постепенно возникали практические противоречия, связанные с распределением средств на диаспоральную политику и борьбой политических сил за имидж защитников польской диаспоры. В результате было предпринято несколько попыток изменить институты диаспоральной политики Польши, которые заключались в усилении роли как органов исполнительной власти, так и Сената. В теоретическом плане статья опирается на неоинституциональную методологию и рассматривает произошедшие трансформации как варианты институциональных изменений, обусловленные не только разными структурными причинами, но и расширением состава участников взаимодействия внутри государственного механизма. В статье показано, что важнейшими тенденциями в трансформации институтов диаспоральной политики Польши в 1991—2025 гг. стали формализация институционального дизайна, постепенное снижение масштаба внедряемых изменений и общая незавершенность преобразований, связанная с относительной их частотой и межпартийной конкуренцией (главным образом «Гражданской платформы» и «Права и справедливости»).
На основе впервые введенных в научный оборот материалов Архива внешней политики Российской Федерации анализируется деятельность Совета государств Балтийского моря (СГБМ) по защите прав национальных меньшинств с 1994 по 2000 г. Хронологические рамки исследования определены периодом функционирования Комиссариата по демократическим институтам и правам человека, включая права лиц, принадлежащих к меньшинствам, когда должность комиссара СГБМ занимал О. Эсперсен. Авторы статьи пришли к выводу о том, что инициатором деятельности СГБМ по защите прав национальных меньшинств была Россия, заинтересованная в соблюдении прав русскоязычного меньшинства в странах Прибалтики. Несмотря на то что разрешить проблему дискриминации русскоязычного населения в Прибалтийских государствах в полной мере не удалось, Комиссариат СГБМ внес определенный вклад в унификацию и стандартизацию нормативно-правовой и институциональной основы обеспечения прав уязвимых групп населения, в первую очередь национальных меньшинств. Его деятельность, по мнению авторов, способствовала формированию и развитию общеевропейских правозащитных институтов, а также стимулировала Россию к совершенствованию национального законодательства в данной сфере.
Начало специальной военной операции (СВО) создало концептуальный вакуум в российской политике Евросоюза: провозгласив Москву стратегической угрозой, Брюссель ограничил все контакты с ней, а также сосредоточился на санкциях и поддержке Украины. Цель статьи — выявить, как деколонизация (как социально-политическая категория) становится идейной основой для современной политики Евросоюза в отношении России, а также обозначить важность балтийских антрепренеров в этом процессе. Теоретически статья основана на концепции множественных потоков. Эмпирический материал включает документы ЕC и высказывания его политиков в период с 2022 г. по настоящее время. Выявлено три интерпретации деколонизации. Первая в качестве проблемы видит прошлую недостаточную субъектность стран Балтии и Польши при выработке российской политики ЕС. Результатом становится принятие на наднациональном уровне максимально жесткой, «балтийской» линии в отношении России. В фокусе второй интерпретации находятся интеримпериальность и стремление эмансипировать страны постсоветской Евразии через более тесное и равное сотрудничество с ЕС. В результате пересматривается его политика расширения, дополнительно легитимируются антироссийские санкции, возникает новая иерархия в постсоветской Евразии. Наконец, третья, наиболее маргинальная интерпретация деколонизации состоит в возвращении субъектности народам и регионам России. На данный момент эта трактовка лишь упоминается в некоторых документах и выступлениях, но ее присутствие создает негативный фон для любого диалога России и ЕС. Статья отмечает важность балтийских антрепренеров в интерпретациях деколонизации и демонстрирует различия в их технической реализуемости. В заключении три интерпретации деколонизации сравниваются, дается краткая оценка их влияния на восстановление отношений ЕС и России.
Издательство
- Издательство
- БФУ
- Регион
- Россия, Калининград
- Почтовый адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- Юр. адрес
- 236041, Россия, Калининград, ул. А. Невского, 14
- ФИО
- Федоров Александр Александрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- post@kantiana.ru
- Контактный телефон
- +7 (401) 2595595
- Сайт
- https://kantiana.ru