Читать онлайн

Семинарист, бурсак, попович — в контексте XIX в. понятие многозначное. С одной стороны, оно означало принадлежность к известной сословной категории или подчеркивало ученический статус молодого человека, обучающегося в духовной семинарии, с другой — презентовало некий собирательный образ, по преимуществу отрицательный, который к началу XX в. приобрел черты в полном смысле расхристанного бунтаря. В данной статье на основе анализа мемуаров известных литераторов и экс-семинаристов, литературных произведений и публицистики XIX в., а также ряда законодательных документов показано поэтапное формирование представлений современников об учениках духовных школ России, изъяны организации в них учебно-воспитательного процесса и их проявления в отклоняющемся поведении юношества из духовного сословия. Методологические подходы социальной истории позволили проследить формирование неразрешимого противоречия между социальной ролью наставника, пастыря, духовного отца, к которому должна была готовить духовная школа, и конфликтующим с окружающей средой семинаристом, находившимся в оппозиции к базовым установкам и принципам той образовательной среды, в которой он существовал. В заключение отмечено, что в рассматриваемый период обозначилась устойчивая тенденция обособления сообщества семинаристов в субкультурную группу, на которой лежала печать отверженности, что нашло продолжение в зарождении их «новой» веры — веры в созидающую силу революции

Ключевые фразы: семинарист, семинаризм, духовная семинария, бурса, мемуары семинаристов, помяловский, "современник", русская литература xix в
Автор (ы): Леонтьева Татьяна Геннадьевна
Журнал: НОВОЕ ПРОШЛОЕ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
История
УДК
271.2. Доминиканцы
821.161.1. Русская литература
94. Всеобщая история
Для цитирования:
ЛЕОНТЬЕВА Т. Г. ФЕНОМЕН СЕМИНАРИЗМА В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ // НОВОЕ ПРОШЛОЕ. 2024. № 1
Текстовый фрагмент статьи