В статье рассматривается система жанров «рабочих» записей П. П. Бажова, которые писатель вел в период с 1910 по 1950 годы. Приводится классификация жанров, опирающаяся на теорию «чужого слова» М. М. Бахтина. «Рабочие» записи П. П. Бажова рассматриваются как элементы непроявленной авто- и творческой биографии писателя, обозначаются закономерности эволюции жанрового состава «рабочих» записей.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
Павел Петрович Бажов, будучи, несомненно, «человеком с биографией» (Ю. М. Лотман), занял особую, даже амбивалентную позицию в русской литературе. С одной стороны, для многих читателей он предстает в образе доброго сказочника, дедушки Бажова, «колдуна уральского бородатого» (Демьян Бедный), и такая точка зрения воплотилась в том числе и в издательской практике — неслучайно одно из крупнейших воспоминаний о Бажове носит название «Мастер, мудрец, сказочник» (1978).1 Так и для других вариаций его образа — genius loci Урала, правоверного советского писателя, писателя-конформиста и писателя модернистского толка — академическое литературоведение время от времени предлагало интерпретации для широкого круга читателей.2 Такое количество трактовок усугубляет проблему изучения бажовского творчества сегодня.
Список литературы
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. EDN: VQMUMN
2. Белоусова М. А. Письма в областную “Крестьянскую газету” 1923-1930 гг.: классификация и научный потенциал: магистерская дисс. Екатеринбург, 2023.
3. Вяземский П. А. Старая записная книжка. СПб., 2023.
4. Гельгардт Р. Р. Cтиль сказов Бажова. Пермь, 1958.
5. Литовская М. А. Письма и “рабочие записи” П. П. Бажова: меняет ли “вброс” эго-текстов легендированную биографию писателя? // Эго-документы: Россия первой половины ХХ века в межисточниковых диалогах. М.; Екатеринбург, 2021. С. 119-143.
6. Литовская М. А. Образ П. П. Бажова в современных российских СМИ: биографический поворот // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2: Гуманитарные науки. 2020. Т. 22. № 2 (198). С. 138-150. EDN: LCPAFI
7. Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о П. П. Бажове / Сост. В. А. Стариков. М., 1978.
8. Михайлова О. А. “Объяснение отдельных слов, понятий и выражений, встречающихся в сказах” // Бажовская энциклопедия. Екатеринбург, 2007. С. 276-278.
9. Михеев М. Ю. Дневник как эго-текст. М., 2007.
10. Панаева (Головачева) А. Я. Воспоминания. М., 1986.
11. Снигирева Т. А. Парадокс диалектного слова в “Новомирском дневнике” А. Т. Твардовского (к вопросу изучения языковой личности писателя) // Психолингвистические аспекты изучения речевой деятельности. 2011. № l (9). С. 75-84. EDN: PYEAVF
12. Шукшин В. М. Рабочие записи // Шукшин В. М. Собр. соч.: В 8 т. Барнаул, 2009. Т. 8. С. 278-293.
13. Dekker R. Egodocuments and history: autobiographical writing in its social context since the Middle Ages.Netherlands, 2002.
14. Hulle V. D. James Joyce’s “Work in Progress”. Pre-Book Publications of “Finnegans Wake” Fragments. New York, 2016.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблемам эдиционной практики прозаических произведений Анны Ахматовой. Автор рассматривает автобиографическую прозу в биографическом, личностном контексте жизни поэта; особое внимание уделено подцензурной автобиографии «Коротко о себе»: истории подготовки и публикации этого текста при жизни Ахматовой и после ее смерти. Автор доказывает, что существовало две редакции этого текста; их контаминация является наиболее спорным решением публикаторов.
В статье рассматриваются особенности передачи детского мировосприятия в стихотворениях Марии Моравской для детей («Стрелок», «Пленный охотник», «Неудача», «Рыболов»). Они устанавливаются с опорой на работы по социологии и психологии детской игры (Р. Кайуа, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Й. Хёзинга и др.). Автор приходит к выводу, что основные формы детского игрового поведения ложатся в основу поэтики стихотворений Моравской для детей.
В статье рассмотрен пример частной гимнографии на известное событие принесения в Москву т. н. «дара шаха Аббаса» — ризы Христа. Тематический анализ содержания богослужебного канона авторства князя С. И. Шаховского производится с примерами ориентации писателя на признанные образцы православной гимнографии. На основании наблюдений над содержанием и внутренней композицией тропарей в составе песней канона обосновывается предположение о том, что своеобразие этого сочинения в значительной мере определяется пропедевтической и полемической задачами Шаховского. Это предположение позволяет рассматривать «Канон на Положение ризы Христа» в цикле других полемических сочинений князя Шаховского и говорить о специфике гимнографии последнего как определяемой непосредственными практическими задачами.
Статья посвящена очеркам В. Н. Муромцевой–Буниной. В 1920–1930-е годы Вера Николаевна стала осознавать себя писательницей, она опубликовала 15 очерков (известны и неопубликованные), работала над объемной автобиографией «Ранние “Беседы с памятью”» и почти каждый день вела дневник.
В статье проанализирован генезис автобиографических очерков «У старого Пимена», «С. А. Муромцев (к годовщине открытия первой Думы)», «Москвичи», «Завещание», показана их связь с неопубликованной автобиографией писательницы и дневниками, где фиксировались определенные идеи, отзывы современников и душевные переживания, отразившиеся на очерках. Для Веры Николаевны автобиографические очерки напрямую связаны с личными переживаниями и душевным кризисом.
В статье рассматривается «первый городской турнир молодых поэтов», который был организован в Ленинграде 14 февраля 1960 года по инициативе ЛИТО «Нарвская застава» и стал значимым событием в литературной жизни города. В историю он вошел в связи с первым скандальным выступлением Иосифа Бродского, однако, судя по мемуарным свидетельствам современников, турнир оказал заметное влияние и на других — как официальных, так и неподцензурных — поэтов и закрепился как часть мифа «второй культуры». Помимо выступления Бродского, негативную оценку жюри получило и прочтение собственных стихов Александром Моревым — неподцензурным поэтом, биографический миф которого прочно закрепился в сознании «второй культуры». Итогом турнира для него стало практически полное исключение из официальной литературной среды, с одной стороны, и стремительный рост популярности в неофициальном культурном пространстве — с другой. В конце статьи приводится комментарий к стихотворению «Рыбий глаз», прочитанному Моревым на турнире.
Издательство
- Издательство
- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИУДАИКИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191036, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, ул 1-я Советская, д 10 литера к, помещ 1Н
- Юр. адрес
- 191036, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, ул 1-я Советская, д 10 литера к, помещ 1Н
- ФИО
- Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.pijs.ru/