Статья: КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ (2024)

Читать онлайн

Проблема исследования и обоснование ее актуальности[1]. Расширение образовательных возможностей для детей с особенностями здоровья, повышение успешности их воспитания и социализации обусловливают необходимость обладание учителями инклюзивной компетентностью. Однако развитие требуемой компетентности происходит не столь высокими темпами как требуется системе образования. В этой связи педагогическое сообщество ведет поиск наиболее эффективных методов формирования и развития инклюзивной компетентности, одним из которых может быть коучинг. Цель статьи - подобрать технологии коучинга, позволяющие повысить эффективность развития инклюзивной компетентности учителей в процессе курсовой подготовки. Методология (материалы и методы). Теоретико-методологическую стратегию настоящего исследования образовали системно-деятель-ностный, компетентностный и эмоционально-ценностный подходы, а также теория логических уровней мышления Р. Дилтса и технологии коучинга. Результаты. Разработана программа коуч-сессий, состоящая из 4 этапов (в соответствии с пирамидой Р. Дилтса). Первый этап направлен на снятие внутренних барьеров, стереотипов и предубеждений учителей с помощью коу-технологий «Модель SCORE», «Работа с гремлинами», «Модель GROW». Второй этап направлен на осмысление и коррекцию ценностных ориентаций. Для этого использовались техники: «Падающая стрела», «Техника модификации опыта (ТМО)» и «Стол менторов». Третий этап - осознание учителями своей роли в образовательной организации с помощью техник: «Колесо желаний» «Рефрейминг» «Четыре вопроса планирования». Четвертый этап - посвящен формулировке собственной миссии. Предложена форма парной работы взаимного коучинга после инструкции и демонстрации техники преподавателем-коучем. На протяжении 4 лет проходила апробация базовой Программы, по просьбам слушателей были разработаны дополнительные программы коуч-сессий, которые они имели возможность посещать, обучаясь на других программах. Полученные результаты диагностики состояния инклюзивной компетентности доказывают эффективность коуч-сессий для развития мотивационного и эмоционально-ценностного компонентов исследуемой компетентности. Научна новизна исследования состоит: а) в уточнении структуры инклюзивной компетентности с добавлением эмоционально-волевого компонента; б) в определении теоретико-методологической стратегии развития инклюзивной компетентности учителей, которую образуют системно-деятельностный, компетентностный и эмоционально-ценностный подходы, а также теория логических уровней мышления Р. Дилтса и технологии коучинга. Теоретическая значимость представлена расширением теоретических аспектов, представлений и положений об особенностях формирования и развития инклюзивной компетентности учителей в процессе курсовой подготовки; в определении психолого-педагогических возможностей коуч-сессий в ситуации финансовых и кадровых ограничений. Практическая значимость представлена разработанной авторской Программой коуч-сессий и выводами, полученными по результатам неоднократного ее применения, могут быть востребованы в процессе курсовой подготовки педагогических работников в области инклюзивной педагогики; в методических объединениях образовательных организациях при индивидуальной работе с учителями инклюзивных классов; а также могут быть интересны всем лицам, взаимодействующим с детьми ОВЗ или планирующим такое взаимодействие.

Ключевые фразы: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, УЧИТЕЛЯ, инклюзивная компетентность, КОУЧИНГ, курсовая подготовка
Автор (ы): Резанович Ирина Викторовна, Гунькина Людмила Сергеевна, Черных Дарья Сергеевна
Журнал: НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Психология
УДК
378. Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
Для цитирования:
РЕЗАНОВИЧ И. В., ГУНЬКИНА Л. С., ЧЕРНЫХ Д. С. КОУЧИНГ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КУРСОВОЙ ПОДГОТОВКИ // НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ. 2024. № 3 (60)
Текстовый фрагмент статьи