Статья: Конкуренция между торговыми домами «Чурин и К°» и «Кунст и Альберс» на Дальнем Востоке в конце XIX – начале XX вв.
Предметом исследования является конкуренция между двумя крупнейшими торговыми домами российского Дальнего Востока - российской фирмой «Чурин и К°» и немецкой компанией «Кунст и Альберс». В статье рассматриваются основные формы и методы конкуренции этих предприятий в контексте социально-экономического развития региона и государственной политики второй половины XIX - начала XX вв. Анализируются история создания и развития этих компаний, особенности их торговых сетей, вклад в городскую жизнь Владивостока, Хабаровска и других центров региона. Работа включает анализ бизнес-стратегий, взаимодействия с властями, адаптации к политическим изменениям (включая антигерманскую кампанию в период Первой мировой войны), а также влияние соперничества торговых домов «Чурин и К°» и «Кунст и Альберс» на развитие дальневосточного региона Российской империи. Методология базируется на проблемно-хронологическом и сравнительно-историческом подходах, с привлечением архивных материалов (документы министерства торговли и промышленности, канцелярии Приамурского генерал-губернатора), отчётов правительственных инспекторов, прессы и деловой переписки. Научная новизна работы заключается как в постановке проблемы, так и в комплексном изучении трансформации экономической конкуренции в инструмент политической борьбы, а также в выявлении механизмов взаимодействия бизнеса и государства в условиях периферийного региона. Основные выводы исследования могут быть сформулированы следующим образом. Конкуренция между фирмами «Чурин и К» и «Кунст и Альберс», сочетавшая рыночные методы и политическое лоббирование, стала одним из основных драйверов развития региона, способствуя развитию инфраструктуры, логистики и потребительской культуры. Государственная политика (режим порто-франко, государственные заказы) определяла успех компаний. В кризисные периоды, такие как Первая мировая война конкуренция приобретала деструктивный характер: экономическое соперничество замещалось идеологической борьбой, включая клеветнические кампании и шантаж, что отражало подчинение бизнеса политической конъюнктуре. Исследование подтверждает тезис о взаимозависимости экономических и политических факторов в развитии периферийных регионов империи, где бизнес-стратегии формировались в рамках диалога с государственными приоритетами.
Информация о документе
- Формат документа
- Кол-во страниц
- 1 страница
- Загрузил(а)
- Лицензия
- —
- Доступ
- Всем
- Просмотров
- 2
Предпросмотр документа
Информация о статье
- ISSN
- 2409-8965
- EISSN
- 2454-0617
- Журнал
- КОНФЛИКТОЛОГИЯ / NOTA BENE
- Год публикации
- 2025
- УДК
- 93/94. История