Целью данной работы является изучение условий работы культурно-просветительских учреждений Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны. Методологической основой работы выступает социальная история, которая помогает создать более целостную картину событий Великой Отечественной войны, обратив внимание на психологию и поведение отдельных социальных групп в экстремальных условиях военного времени. В статье представлен анализ деятельности учреждений культуры и народного образования Адыгейской автономной области в годы Великой Отечественной войны. Характеризуется роль данных учреждений в военных событиях, их практическая работа по патриотическому воспитанию советских людей, поиску новых форм и методов культурно-образовательной деятельности. В качестве примера, приводится роль школьников и студентов, которые стараясь оказать всяческую помощь учреждениям культуры, работали чтецами, книгоношами, помогали заведующим изб-читален, выступали с информациями, организовывали кружки по изучению специальности санитарок, оформляли лозунги для клубов и красных уголков. Одновременно они собирали металлолом, лекарственные травы, оказывали помощь семьям красноармейцев, разучивали песни, выступали на сценах клубов, изучали военное дело, принимали участие в полевых работах. Школьники и студенты выступали за отмену каникул, призывали к использованию их для нужд фронта и тыла.
Авторами в данной публикации рассматривается проблема нехватки профессиональных кадров для работы в культурно-просветительских учреждениях Адыгеи, в связи с чем, большое значение имело приобщение к восстановлению культурно-просветительских учреждений всего сельского и городского населения, что дало возможность многим учреждениям культуры стать центрами общественно-политической работы.
В статье рассматриваются основные проблемы формирования и сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны в контексте государственной политики, направленной на историческое просвещение и противодействие фальсификации истории войны. Авторы отмечают, что события войны 1941-1945 годов имеют особое значение для исторической памяти населения современной России, выступая в качестве основополагающего компонента системы значимых ценностей россиян, своего рода опорного образа национального сознания, важнейшего кода культурной памяти; война и победа в ней являются в настоящее время основополагающим компонентом коллективной идентификации, одной из главных интегрирующих точек национального самосознания. В статье подчеркивается, что подавляющее большинство россиян считают важным сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны, однако, результаты социологических опросов, в то же время, свидетельствуют о размывании памяти о преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения в годы войны, что обуславливает необходимость сохранения в исторической памяти знаний и представлений о преступлениях нацистов в этот период. Политика современного российского государства, направленная на формирование и сохранение исторической памяти о событиях войны 1941-1945 годов, должна иметь комплексный характер, включая в качестве основных составляющих качественное и эффективное преподавание истории войны в различных учебных заведениях, привлечение наиболее авторитетных преподавателей и ученых, являющихся специалистами по истории войны, к работе со средствами массовой информации, активную популяризацию и широкое продвижение знаний о событиях войны, реализацию ряда исторических программ образовательного и просветительского характера.