Статьи в выпуске: 5

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ СВЯЗНОГО ОБОРУДОВАНИЯ СИСТЕМ ТЕЛЕМЕХАНИКИ С ЛИНЕЙНОЙ ТОПОЛОГИЕЙ НА БАЗЕ СОСТАВНЫХ КАБЕЛЬНЫХ ЛИНИЙ СВЯЗИ (2024)
Авторы: Точилов Владимир Николаевич, Бойко Игорь Андреевич, Лукичев Михаил Петрович, Ташчи Руслан Леонидович

Постановка задачи. Требования оперативности обмена данными в протяженных проводных системах контроля и управления без возможности замены существующих линий связи предполагают модификацию соответствующих методов реализации оборудования.

Целью работы является выбор способа преобразования исходного цифрового сигнала к виду, пригодному для ввода-вывода в линейный тракт со множеством подключенных к линии абонентов.

Полученные результаты. Описан способ модуляции и демодуляции, обеспечивающий обмен данными между абонентами при динамическом диапазоне сигналов на входах приемников до 60 дБ и высоком уровне межсимвольных помех. Представлен вариант реализации приемо-передающего оборудования на базе доступных на рынке комплектующих. Разработана программа процессора приемника, обеспечивающая адаптацию алгоритма во всем диапазоне протяженностей и состава линий связи и скоростей передачи данных 4800÷9600 кбит/с.

Новизна. В отличие от ЧПИ (трехуровневый сигнал с чередованием полярности импульсов), верхняя частота спектра полученного сигнала увеличивается только в 1,25 раза, и сигнал является двухуровневым, что обеспечивает его затухание на линии предельной длины приблизительно на 15 дБ меньше, чем у ЧПИ.

Практическая / теоретическая значимость. Материал может быть полезен для разработчиков аппаратуры телемеханики использующей проводные каналы связи.

Сохранить в закладках
РАЗРАБОТКА И АПРОБАЦИЯ АНАЛИЗАТОРА СИГНАЛОВ СТАНДАРТА LTE СРЕДСТВАМИ ПРОГРАММНО-КОНФИГУРИРУЕМОГО РАДИО (2024)
Авторы: Цап Всеволод Владимирович, Фокин Григорий Алексеевич

Цель работы - программная реализация и экспериментальная апробация анализатора сигналов стандарта LTE средствами программно-конфигурируемого радио для позиционирования с точностью до принадлежности к соте.

Результат: разработано программное обеспечение анализатора сигналов стандарта LTE на языке MATLAB, реализующее прием, обработку и извлечение необходимых блоков системной информации, которая передается базовыми станциями стандарта LTE по широковещательным каналам; сконфигурирован интерфейс для работы с платой USRP B210; в ходе экспериментальной апробации выполнен прием и обработка блоков системной информации из радиоэфира с извлечением идентификаторов операторских базовых станций и последующим обращением в открытую базу данных OpenCellID для получения глобальных координат.

Новизна: из обзора открытых отечественных источников следует, что настоящее исследование является первой работой, в которой детально описан порядок анализа широковещательных сигналов стандарта LTE для определения местоположения пользовательского устройства, не являющегося абонентом сети.

Практическая значимость: программно реализованный и экспериментально апробированный анализатор сигналов стандарта LTE позволяет определять местоположение пользователя, не являющегося абонентом какой-либо сети, с точностью до принадлежности к ближайшей соте в условиях недоступности глобальных навигационных спутниковых систем.

Сохранить в закладках
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ АЛЬТИМЕТРОВ ПО КРИТЕРИЮ ОБОБЩЕННОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ (2024)
Авторы: Говако Александр Сергеевич, Погорелов Андрей Анатольевич

Постановка задачи: необходимость использования альтиметров для измерения высоты при малой эффективности и дороговизне известных методик требует разработки новых методик для определения преимуществ, недостатков и эксплуатации каждой модели.

Целью работы является проведение сравнительного анализа четырех альтиметров по критерию обобщенной эффективности, изменяющемуся из следующих параметров: цена, диапазон температур рабочих процессов, максимальная рабочая высота, соответствующая погрешность измерений, вес и потребляемая мощность.

Используемые методы: сравнение альтиметров с помощью критериев обобщенной эффективности.

Результат: с помощью представленной методики измерения альтиметров выявлены особенности каждой модели, что дает рекомендации по применению их в конкретных условиях.

Элементами новизны представленного решения является использование критериев обобщенной эффективности для оценки альтиметров.

Теоретическая/практическая инновационность: результаты сравнительного анализа, которые можно использовать при использовании соответствующих моделей альтиметра для применения на различных видах самолетов с различной высотой полета. Методика измерения по критерию обобщенной эффективности позволяет принимать решения по выбору любых выбранных для исследования электронных устройств, проводить по ним сравнительный анализ, определять преимущества и недостатки.

Сохранить в закладках
Повышение эффективности трансфера технологий посредством учета уровней готовности технологий и зрелости интероперабельности взаимодействующих организаций (2024)
Авторы: Нестеров Алексей Альбертович

Постановка задачи: создание и функционирование центров трансфера технологий как структурных подразделений образовательных и научных организаций, которые осуществляют коммерциализацию результатов интеллектуальной деятельности, предусмотренное «Концепцией технологического развития на период до 2030 года», актуализирует вопросы эффективности их деятельности.

Целью работы является исследование влияния уровней готовности технологий и параметров интероперабельности взаимодействующих организаций на эффективность функционирования центров трансфера технологий.

Элементами новизны представленного решения является использование параметров интероперабельности организаций для оценки эффективности функционирования центров трансфера технологий.

Результат: в работе предложено введение шкалы оценки эффективности функционирования центров трансфера технологий в зависимости от уровня готовности технологии и уровня зрелости интероперабельности организаций. Подготовлены предложения по использованию результатов проведенных исследований в целях обеспечения повышения качества организационной интероперабельности. Представлены рекомендации, направленные на повышение эффективности Центра трансфера технологий СПбГУТ.

Сохранить в закладках
ИДЕНТИФИКАЦИЯ НЕШТАТНЫХ СИТУАЦИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ (2024)
Авторы: Макеева Виктория Витальевна, Вивчарь Роман Михайлович, Березкин Александр Александрович

Постановка задачи: выявление нештатных ситуаций на железной дороге для обеспечения безопасности и оптимизации процессов, включая наблюдение за состоянием занятости, движением поездов, погодными условиями и другими факторами, способными привести к возникновению ситуаций.

Целью работы является разработка специализированного программного обеспечения с использованием данных кластерного анализа для выявления причин аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте России, что крайне важно из-за его значительного уровня общественной безопасности и нестабильности в стране, а также из-за возможных угроз, связанных с возможными ситуациями, особенно при перевозке грузов.

Используемые методы: кластерный анализ для систематизации хороших видов аномалий, возникающих на железнодорожном транспорте, с учетом таких параметров, как источник возникновения проблем, географического положения и временных характеристик. Они предпочитают выявлять факторы группы событий и лучше понимать их природу, а также оценивать эффективность предотвращения возникновения ситуаций.

Результат: с использованием метода кластерного анализа данных выявление основных признаков, конференций на основе непривычных обстоятельств в функционировании железнодорожного транспорта. Это приводит к существенным результатам, включая идентификацию различных категорий нештатных ситуаций, оптимизацию мер безопасности и повышение результативности железнодорожной системы. Элементами новизны представленного решения является применение кластерного анализа для выявления признаков, особенностей и проявлений, проявляющихся в данных, связях с вариациями на схемной дороге.

Теоретическая/практическая эффективность состоит в выработке рекомендаций в рамках стратегии, повышения безопасности и в конечном итоге достижения общей эффективности транспортной системы в долгосрочной стратегии.

Сохранить в закладках