Статьи в выпуске: 20
В рецензии на учебник по уголовно-исполнительному праву Узбекистана и России указан ряд положительных выводов, подчеркивающих его актуальность, теоретическую и практическую значимость, изложенных авторским коллективом (Х. М. Абзаловой, Т. П. Бутенко, И. А. Давыдовой, И. А. Ефремовой, Ю. А. Кашубой, И. Н. Коробовой, Н. С. Малолеткиной, Н. С. Салаевым, А. Н. Сиряковым, А. П. Скибой, П. В. Тепляшиным и др.). Выделен способ улучшения его содержания путем дополнительного изучения недостатков уголовно-исполнительного и иного законодательства России и Узбекистана. Рецензентом констатируется, что учебник, раскрывающий многочисленные теоретико-прикладные вопросы (относительно особенностей применения основных средств исправления осужденных, исполнения различных наказаний, реализации видов досрочного освобождения от отбывания наказания и т. д.), представляет собой актуальную работу, предназначенную для научных работников, преподавателей, сотрудников учреждений и органов, исполняющих наказания, и иных государственных органов, представителей общественности, адъюнктов, аспирантов, курсантов и студентов образовательных организаций, достойную быть опубликованной.
Петрянин Алексей Владимирович родился 23 марта 1978 г. в г. Горьком. В 1995 г. окончил среднюю школу, в 1999 г. – с отличием Нижегородский юридический институт МВД России. В 1999–2000 гг. проходил службу в Управлении внутренних дел Нижегородского района г. Нижнего Новгорода в должности оперуполномоченного отдела по борьбе с экономическими преступлениями.
В статье приводится текст авторского перевода постановления Министерства юстиции Китайской Народной Республики от 2 марта 2004 г. № 88«Кодекс поведения лиц, отбывающих наказание в тюрьмах». В рамках краткого сравнительного анализа с российским законодательством выделяется ряд дополнительных обязанностей осужденных по китайскому законодательству: сообщать врачу о своей болезни, соблюдать дисциплину и не нарушать режим лечения; получать психологическую помощь и проходить психологические тесты; раскаяться в совершенном преступлении; не распространять методы совершения преступлений.
В статье с учетом анализа положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, а также правоприменительной деятельности выявляется ряд проблем в области осуществления контроля со стороны сотрудников уголовно-исполнительных инспекций за соблюдением запрета подозреваемыми (обвиняемыми) отправлять и получать почтово-телеграфные отправления. Для повышения эффективности такого контроля обосновывается необходимость дополнить Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации статьей 18.2 с расширением задач оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе (например, содействие в организации контроля за запретами в отношении подозреваемых, обвиняемых с мерами пресечения в виде домашнего ареста, запрета определенных действий и залога) и соответствующих оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий (в частности, наличие постановления об избрании мер пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, запрета определенных действий и залога).
В статье обращено внимание на то, что в соответствии с частью 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации термины «ребенок» и «несовершеннолетний» идентичны. Рассмотрены два вектора охраны прав ребенка мерами уголовно-правового характера: ребенок как жертва преступления (потерпевший) и ребенок как субъект совершаемых им преступлений. Сделан акцент на целесообразность употребления в уголовном законе терминов, уточняющих возрастную группу ребенка, влияющую либо на понятие преступности совершенного деяния, либо на установление квалифицирующего признака состава преступления, либо на назначение наказания. Внесены предложения об изменении подхода к установлению в законе мер уголовно-правового характера несовершеннолетнему.
В статье представлен авторский взгляд на сверхопасный деструктивный феномен, именуемый гибридной войной. Отмечено, что борьба между государствами или внутри государства на каждом историческом этапе имеет свой эволюционный штамп. Показано, что гибридизация агрессии в первую очередь проявляется в одновременной попытке сокрушения всех значимых геополитических ценностей и пространств. Указано, что международное законодательство бессильно с точки зрения имеющихся юридических инструментов в противодействии гибридным войнам. Подчеркивается, что детерминантами сверхактивного развития гибридных войн выступает возникший в последнее десятилетие институциональный кризис мировой геополитической системы. Выделены концептуально взаимосвязанные идеи гибридной войны, дано ее авторское понятие. Определены следующие основные векторы рассматриваемой формы агрессии: активизация экстремистско-террористической деятельности; деструктивизация молодежи; транснациональная телекоммуникационная преступность. Предложены юридико-технические и государственно-властные направления противодействия гибридным войнам.
В статье на основе официальных статистических данных о численности и движении осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в Республике Казахстан рассматривается тенденциозность реализации института условного осуждения казахстанской службой пробации. В результате проведенного анализа автор приходит к выводам об обнаруженных закономерностях применения службами пробации условного осуждения на территории Республики Казахстан.
В статье затрагиваются проблемные вопросы ресоциализации условно-досрочно освобожденных осужденных. Раскрывается важность данного процесса, приводятся конкретные мероприятия, направленные на его реализацию. Учитывая психологическую усложненность отбывания наказания в виде лишения свободы, автор подробно раскрывает, с какими трудностями может столкнуться осужденный при освобождении. В статье отмечается, что вопросы получения образования, трудоустройства, материального обеспечения и поддержания связей с родственниками являются ключевыми в ресоциализации осужденных. В качестве важнейшего фактора ресоциализации автор рассматривает контроль за условно-досрочно освобожденными и акцентирует внимание на пробелах законодательства, которые порождают сложности при его осуществлении. В заключение приводятся варианты решений рассматриваемых проблем.
Цель изучения опыта ресоциализации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы, - выявление проблем, существующих при организации и осуществлении данной работы учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, рассмотрение лучших практик в данном направлении деятельности и формулирование выводов и предложений. В настоящее время в уголовно-исполнительном законодательстве нет понятия ресоциализации, однако в отдельных нормативно-правовых актах, в частности Федеральном законе от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», под ресоциализацией понимается комплекс мер социально-экономического, педагогического, правового характера, осуществляемых субъектами профилактики правонарушений в соответствии с их компетенцией и лицами, участвующими в профилактике правонарушений, в целях реинтеграции в общество лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера. Важность процесса ресоциализации освобождаемых из мест лишения свободы лиц подчеркивается цифрами статистики. Так, около 60 % совершивших преступления делают это повторно, а каждый третий уже отбывал наказание. С 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон «О пробации в Российской Федерации», в котором в качестве основных направлений пробации указываются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. В настоящее время идет процесс разработки и принятия подзаконных нормативных актов. Однако не следует сбрасывать со счетов и имеющийся положительный опыт отдельных регионов по организации этой работы. В статье рассматривается практика УФСИН России по Калининградской области. Делается вывод о необходимости анализа и обобщения практик различных регионов и выработки единого подхода к данному направлению деятельности уголовно-исполнительной системы в целях его упорядочения.
При рассмотрении различных аспектов освобождения осужденных от отбывания принудительных работ в связи с признанием последних инвалидами первой или второй группы выявлена недостаточность правовой регламентации. Автором сделан акцент на закреплении материального права на исследуемый вид досрочного освобождения и процессуального основания рассмотрения вопроса судом; права законного представителя инвалида на подачу ходатайства и полномочия (обязанности) администрации исправительного центра направлять представление в суд об освобождении; возможности привлечения освобожденного инвалида к уголовной ответственности и наказанию в случае непрохождения переосвидетельствования. В статье определяется целесообразность запрета назначения принудительных работ лицам, имеющим инвалидность.
На основе анализа положений Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», Уголовного кодекса Российской Федерации, Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов выявляется ряд недостатков регулирования условно-досрочного освобождения, замены неотбытой части наказания более мягким и освобождения от наказания в связи с болезнью осужденного, принимаемых судом в экстремальных условиях, то есть при наступлении стихийных бедствий либо введении чрезвычайного или военного положения. В статье акцентируется внимание на ряде вопросов: приостановление права осужденного на подачу ходатайства о досрочном освобождении с оставлением возможности такого обращения у администрации учреждения или органа, исполняющего наказание; отнесение участия осужденного в аварийно-спасательных и других неотложных работах к критериям условно-досрочного освобождения или замены неотбытой части наказания более мягким; вменение освобождаемому лицу постпенитенциарных обязанностей, связанных с устранением последствий экстремальных условий.
В статье проведен анализ отдельных положений Федерального закона от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» с целью оценки перспектив исполнения наказаний без изоляции осужденных от общества в отношении лиц без определенного места жительства. По результатам анализа сформулирована гипотеза о высоком потенциале деятельности пробации в достижении целей уголовно-исполнительного законодательства в отношении указанной категории осужденных. Кроме того, обнаружены отдельные несовершенства правового регулирования, возможные коллизии Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», предложены пути их устранения.
26 января 2024 года в рамках XXXII Международных рождественских образовательных чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» в Общественной палате Российской Федерации в формате круглого стола прошли слушания на тему «Участие священнослужителей в работе общественных наблюдательных комиссий (ОНК) по общественному контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания». Выявляются тенденции изменения правового положения священнослужителей в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. Рассматриваются направления и формы участия священнослужителей в реализации права подследственных и осужденных на свободу совести и вероисповедания. Особое внимание уделяется анализу основных проблем при реализации данного права в условиях следственных изоляторов. Внесены предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной практики в области взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с традиционными в России централизованными религиозными организациями.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с правовыми ограничениями активных избирательных прав граждан Российской Федерации, отбывающих наказания в виде лишения свободы, обосновывается позиция о необходимости более широкого предоставления избирательных прав лицам, отбывающим наказания в виде лишения свободы.
В статье проанализированы проблемы исправления и ресоциализации осужденных и бывших осужденных. По мнению автора, многие вопросы исправления и ресоциализации остаются открытыми, отсутствует концептуальная ясность в понимании этих процессов. К обсуждению предлагается вывод о том, что в процессе ресоциализации осужденных и бывших осужденных можно выделять два этапа - социальной реадаптации и интериоризации. Доказывается, что социальная реадаптация как приспособление осужденных и лиц, отбывших наказание, к новым или восстанавливаемым нормам и ценностям, социальным ролям может выражаться в получении общего или дополнительного образования, профессиональном обучении, повышении квалификации, привлечении к оплачиваемому труду, развитии взаимопомощи среди осужденных, восстановлении и (или) развитии связей с родственниками, друзьями, сослуживцами и др. Отмечается, что на втором самостоятельном этапе ресоциализации осваиваемый опыт, ценности реинтериоризируются с помощью других людей, социальных институтов: усваиваются, включаются во внутренний мир индивидов, превращаясь в своего рода рефлекс. Обосновывается положение о том, что процесс ресоциализации должен реализовываться с помощью индивидуальных программ социальной реабилитации и выступать согласно международным актам способом достижения главной цели - реинтеграции осужденных в общество. Сделан вывод о том, что ориентир уголовно-исполнительной политики должен быть не на абсолютные теории с идеями возмездия, которые представляют «преступника как рационального агента, взвешивающего затраты и выгоды от преступления», а на исправительные концепции, которые видят в преступнике человека, поддающегося исправлению и нуждающегося в поддержке и лечении.
В статье рассматриваются основные вопросы индивидуально-воспитательной работы с осужденными с учетом использования грамотно организованного педагогического процесса в коллективе, создающего наилучшие условия для реализации всех его требований. В ходе исследования авторы приходят к выводу о том, что именно в коллективе осужденных быстрее и многостороннее познается отдельный осужденный, при этом возникает возможность непрерывного развития индивида, а также выбора наиболее эффективных средств и методов для его воспитания.
В юридической литературе модель прогрессивной системы исполнения и отбывания лишения свободы все чаще ассоциируется с изменением правового статуса осужденного, отбывающего уголовное наказание, в зависимости от положительного или отрицательного поведения осужденного в сторону улучшения или ухудшения. Подобные суждения, по мнению автора, не подкреплены изучением прогрессивной системы с позиции общего определения системы как совокупности элементов, находящихся во взаимных отношениях и связях, образующих определенную целостность, единство, а также ее понимания в аспекте системного анализа. Для создания системного представления об объекте прогрессивной системы с принадлежащими ему системно-правовыми характеристиками необходимо его изучение с позиций системного анализа, который является средством улучшения и развития текущего состояния прогрессивной системы в целом (повышения ее эффективности). В отечественной юридической литературе с обозначенных позиций системный статус объекта прогрессивной системы не изучается. Чтобы нагляднее показать особенности неотделимости системного анализа от объекта системы (лица, содержащегося под стражей; осужденного к лишению свободы; лица, освобожденного досрочно от лишения свободы), впервые осуществлена попытка создания системно-правовой модели системного статуса объекта прогрессивной системы. Кроме того, сконструировано определение понятия системного статуса объекта прогрессивной системы, а также предложена его авторская концепция, проанализированы предлагаемые на обсуждение структурные элементы системного статуса объекта прогрессивной системы. Приведенные в исследовании суждения пока не обрели своей полноты и являются дискуссионными, но их всестороннее изучение позволит по-иному взглянуть на отражение действующей концепции прогрессивной системы в нормах отечественного законодательства.
В статье указываются научно-теоретические предпосылки и основания выделения моделей взаимодействия власти и институтов гражданского общества при реализации программ по ресоциализации, социальной адаптации и социальной реабилитации осужденных. Кратко обозначаются содержание и организационно-правовые особенности фактической, нормативной и теневой моделей пробации. Обращается внимание на особенности и проблемы их реализации на территории Красноярского края.
Принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации», имеющего в том числе профилактический характер, вызывает необходимость дальнейшего развития законодательства о противодействии преступности на примере Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». В статье с учетом введения института пробации в России формулируются направления развития указанного Закона: определение форм поведения лиц, являющихся предметом профилактики правонарушений, и обоснованности или необоснованности отнесения к ним невыполнения (уклонения от выполнения) мероприятий, предусмотренных индивидуальной программой в рамках пробации; рассмотрение вопроса о распространении профилактических мер на лиц, освобожденных из исправительных учреждений и исправительных центров; компаративистское исследование правового положения лиц, в отношении которых осуществляются меры индивидуальной профилактики правонарушений, осужденных и лиц, к которым применяется пробация; расширение перечня субъектов профилактики и участвующих в этом общественных организаций. Выделяется необходимость исследования воспитательной работы как средства предупреждения правонарушений в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», исправления осужденных по Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации, а также коррекции социального поведения лиц согласно Федеральному закону «О пробации в Российской Федерации» (похожая ситуация - с оказанием психологической помощи).
12 апреля 2024 г. в Нижнем Новгороде была проведена Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы уголовно-исполнительного права и исполнения наказаний» памяти профессоров Н. А. Стручкова и М. П. Мелентьева с тематическим заседанием «Ресоциализация лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы: роль Следственного комитета России, ФСИН России и иных субъектов профилактики правонарушений». Соорганизаторами данного мероприятия, кроме кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными Академии ФСИН России, выступили Санкт-Петербургская академия Следственного комитета Российской Федерации, а также Союз криминалистов и криминологов. Конференция стала первой в своем роде и определила направления дальнейшего совершенствования теории, законодательства и практики реализации института пробации и исполнения наказаний, в том числе ресоциализации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, а также исправительно-профилактического воздействия в отношении их.