Статьи в выпуске: 22
В статье рассматривается концепция М. К. Петрова об источнике развития античной культуры, в частности, парадоксальная идея пирата как «человека-государства» и универсальной личности, заново выстраивающей социальный порядок и создающей новый тип антропоцентрической культуры.
Прояснена внутренняя логика этой концепции и вскрыт современный культурный и идейный контекст, который способствовал возникновению этой концепции M. К. Петрова.
Показано, что концепция «пиратского» происхождения «греческого чуда» отвечает всем критериям научной обоснованности, которые включают в себя и возможность использования эвристичных научных метафор.
В статье идет речь о принципах, которые присутствуют в развитии региональной экономики Белгородчины. Белгород и районы Белгородской области, оказавшиеся в силу географического положения у самых рубежей проведения специальной военной операции, в сложных условиях продолжают жить, развиваться и улучшать экономические показатели региона.
Значимой эстетической составляющей региональной экономики являются проведенные по инициативе губернатора мероприятия, которые стали не только экономически выгодными, но и доставившими эстетическое наслаждение горожанам. Именно о них идет речь в данной статье.
Проведение городских мероприятий позволяет в условиях информационной войны, сопутствующей масштабным военным действиям на территории сопредельного государства, оставаться нашему региону одним из красивейших и замечательных мест России.
Цель написания данной статьи - обозначение ключевых моментов, связанных с эстетическим восприятием мер, направленных на развитие региональной экономики, поддерживающих позитивные тенденции, так необходимые белгородцам.
Система ценностей, включая духовно-нравственную культуру человека, позволяет личности успешно адаптироваться в социуме. Как метод обучения и организации образовательных программ представлена модель обучения служением, основные направления социального служения.
Представлена модель обучения служением и основные направления социального служения как метода обучения и организации образовательных программ. Она рекомендована Министерством Просвещения Российской Федерации и Министерством науки и высшего образования Российской Федерации для внедрения в образовательных организациях.
Описаны этапы применения модели обучения служением с целью развития духовно-нравственной культуры студентов. Целевыми установками организации служения являются личностные потребности, общественный и государственный заказ.
Отмечено, что ценность модели обучения служением заключается в разрешении противоречия между негативными явлениями общества и задачами образовательных организаций по развитию духовно-нравственного сознания молодёжи.
Авторы предлагают внеклассную деятельность по разработке, планированию и реализации социальных проектов, направленных на сохранение и передачу знаний о событиях Великой Отечественной войны с целью духовно-нравственного воспитания.
Реализация модели обучения служением достигается за счет: включения в образовательный процесс элементов, мотивирующих студентов осуществлять по собственному выбору практические действия, способствующие изучению духовно-нравственных ценностей, истории и культуры; проведения мероприятий, направленных на формирование аксиологического потенциала личности (конференции, беседы, экскурсии, субботники и т. п.) и публикации результатов исследований в материалах конференции.
Мы рекомендуем проводить патриотическую конференцию на базе музейного историко-мемориального комплекса героическим защитникам Севастополя «35-я береговая батарея» и публиковать результаты исследований студентов. Модель сочетает в себе учебную программу с социальной значимой деятельностью; инструмент, помогающий нести гражданскую социальную ответственность перед обществом. Модель обучения служением уже внедрена в вузы с сентября 2023 года в соответствии с перечнем поручений президента. Она предполагает непосредственное участие студентов в решении социальных проблем. Авторы подчеркивают, что принцип служения должен быть внедрен во все учебные предметы. В заключении описаны планируемые результаты реализации модели обучения служением в рамках решения вопросов духовно-нравственного воспитания молодежи. Количественными результатами реализации модели должно стать увеличение числа участников патриотических мероприятий, в том числе из новых регионов. Качественными результатами являются следующие: рост продуктивности исследовательской деятельности студентов в области истории, их устойчивая жизненная позиция. Ясно, что создание условий для развития духовно-нравственного сознания молодежи гарантирует продуктивность формирования ценностного потенциала личности.
В рамках поиска эффективных средств развития современного Российского общества, нивелирования остроты социальных проблем сегодня все чаще обращаются к социальной миссии, явлению социального служения, как виду деятельности Русской Православной Церкви. Социальное служение не является государственной практикой, и не претендует на замену социальной работы на государственных началах. Однако доказано, что мероприятия социального служения не только помогают в решении конкретных проблем отдельных людей, но и способствуют социальному и духовному благополучию общества в целом. Выявлены конкретные деяния социальной миссии Русской Православной Церкви, наиболее актуальные на современном этапе.
Цель исследования, предложенного в сообщении - экспликация онтологических смыслов и значений концепта «экстремизм».
Методом выступает феноменологическая этимология и диалектика в интерпретации феномена экстремизма в культурно-исторической ситуации древней Греции. Новый результат связан с преодолением традиционной категориальной привязке «экстремизма» к «мере» и её количественно-качественным характеристикам.
Действительно, экстремизм всегда есть «разрушение меры», «чрезмерность», «безмерность» и т. п.
Однако показано, что категория меры в авторском осмыслении выходит из традиционного «количественно-качественного» пространства и явно пересекается с другими диалектическими категориями и понятиями.
В статье анализируется смысловое пространство молодежной инноватики в российском культурном дискурсе. В русле проблемы «поколенческого разрыва» дается конструктивно-критическая оценка неоднозначной роли масс-медийных технологий, манипулирующих «net-мышлением» интернет-пользователей и создающих сетевые образы иллюзорной реальности.
Доказывается, что эти факторы не способствуют позитивной динамике молодежной инновационной деятельности, раскрытию ее культурных смыслов; а напротив, они уводят молодежь в иллюзорные виртуальные миры, тиражирующие разного рода симулякры.
В этой связи одном из вариантов обосновывается необходимость формирования образовательно-инновационной культуры, уровень которой авторы статьи связывают с воспитанием новой генерации педагогического корпуса и с применением системной методологии, комплексного подхода в трактовке и понимании горизонтов инноватики, синтезирующих отечественный и западный опыт.
Цель статьи - раскрыть основные методы и подходы в формировании исполнительского мастерства обучающихся в условиях новой певческой парадигмы народно-певческого образования.
Авторы рассматривают заявленную проблему сквозь призму основных ее компонентов: технологическая, художественно-творческая, социально-психологическая, привлекая обширный объем искусствоведческой, музыкально-педагогической, психолого-педагогической и культурологической литературы.
Учитывая деструктивные вызовы времени, авторы акцентируют внимание на формировании профессионально-личностных качеств обучающихся, способных и готовых осуществлять все виды будущей профессиональной деятельности - музыкально-исполнительскую, хормейстерскую, педагогическую.
Показателями профессионализма обучающихся выступает уровень и качество владения педагогическими и творческими технологиями в этих видах деятельности.
Поэтому исполнительское мастерство обучающихся исследуется в контексте структурных компонентов: профессиональных мотивов, потребностей, отношений, что даёт возможность моделировать профессионально-творческую и личностно-ориентированную направленность образовательного процесса.
Статья посвящена проблеме формирования информационного обеспечения книжного рынка. Основная задача исследования - анализ факторов, влияющих на доступность информации о продуктах книжного рынка.
Дано сравнение информационного обеспечения в условиях плановой экономики и рыночных условиях.
Проанализировано воздействие информационных технологий на обеспечение доступности информации.
Представлены современные формы информирования в условиях конкуренции, с учетом опыта западных стран.
Охарактеризована востребованность вторичной информации нормативно-регулирующего и рекомендательного характера. Работа будет полезна при изучении книготорговой библиографии.
Цель статьи - реализовать анализ философской и административной деятельности К. П. Победоносцева в сопряжении с его жизненной позицией, как обер-прокурора Святейшего Синода, государственного деятеля и гражданина. Сложность исследования состоит в том, что К. П. Победоносцев был противоречивой исторической фигурой, часто критикуемой современниками либерального и социалистического толка. Он до сих пор остаётся недооцененным в своей творческой - научной и практической - деятельности. Рассмотрено его влияние на законодательство Российской империи, преобразования в Святейшем Синоде. Особое внимание уделено его отношению к реформам и общественным свободам начала XX столетия.
В статье охарактеризованы четыре этапа эволюции государственно-конфессиональных отношений в Грузии: доконституционный, доконкордатный, конкордатный и конкордатно-либеральный.
Основанием выделения этапов выступают три принципиальных изменения законодательства Грузии: принятие конституции в 1995 году, заключение конституционного конкордата с Грузинской Православной Церковью в 2002 году и либерализация государственно-конфессиональных отношений в Гражданском кодексе в 2011 году.
Реализованное в Грузии сочетание принципов секуляризма и секулярности с преобладанием последнего формирует разнонаправленную и потенциально конфликтогенную траекторию эволюции государственно-конфессиональных отношений.
Идея богоподобия человека, представляя собой одну из фундаментальных идей православного вероучения, лежит в основе понимания истинного человеческого предназначения и совершенства.
Опираясь на богатейший вероучительный и богословский опыт, она находит свое воплощение в догматических и духовно-психологических аспектах восточно-христианской традиции, раскрывая сущность человеческой природы во всем многообразии различных богословских подходов.
Столь характерная для богословского опыта специфика находит свое отражение и в русской религиозно-философской рефлексии, когда антропологическая проблематика идеи богоподобия человека синтезировала в себе различные концептуальные направления познания о человеке, став предметом философских, социально-гуманитарных, религиоведческих и культурологических исследований. Сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека раскрывает основные богословские представления о спасении человека.
Соответственно, предметом настоящего исследования является сотериологическое содержание православной идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
Методология исследования заключается в философско-антропологическом анализе развития сотериологического аспекта идеи богоподобия человека в святоотеческой традиции.
В ходе проведенного анализа доказано, что сотериологическое содержание идеи богоподобия человека лежит в основе целостно-органического понимания православной идеи богоподобия человека.
В статье рассмотрены основные принципы машинного обучения, проведён их сравнительный анализ с человеческим познанием. Проанализированы идеи, лежащие в основе создания сильного искусственного интеллекта (ИИ). Обоснованы замечания к действующим идеям машинного обучения в вопросе создания сильного ИИ: приравнивание работы головного мозга человека к интеллекту; предустановление искусственному интеллекту априорных форм обработки информации; отсутствие подхода к машинному обучению связанное с принципом активного отражения противоречивой действительности. Исходя из замечаний, предложены идеи машинного обучения для решения проблемы создания сильного ИИ.
В статье проводится сравнительный анализ двух пограничных ситуаций, в которых происходит интенсификация смерти: это война и терминальная болезнь.
В этом контексте в статье рассмотрены различные модели смерти и умирания, представленные Л. Н. Толстым, С. Н. Булгаковым, П. В. Алабиным, А. П. Платоновым и Э. Кюблер-Росс.
Установлено значительное сходство в описаниях умирания, данного этими авторами. Несмотря на различный топос умирания (больничная палата и поле боя), обнаруживается сходство в том, что в обоих случаях это пограничная ситуация, в которой смерть предстает как «последняя стадия роста», а не как последний момент в жизни, в котором она подвергается полной нигилизации.
Такое восприятие смерти способствует духовно-нравственному преображению личности, помогающее ей достойно встретить смерть.
Целью статьи является прояснение подхода к пониманию онтологических основ сюжетостроения как структурного элемента художественного феномена.
Актуальность исследования обеспечивается включением ключевых акцентов определения феномена сюжета в виде последовательности, конфликтности, целостности и др. в широкий историко-идейный контекст, включая и горизонт онтологии произведения искусства.
Научной новизной исследования является рассмотрение феноменов сказки, Священного Писания, романов Достоевского в рамках единого семантического поля, обуславливающего наличие сюжетного привода в виде переключения вертикали конфликта субъекта и реальности в горизонталь их примирения.
По итогам исследования в качестве сюжетообразующей метаморфозы выявлена событийность гармонизации трагедийной метафоризации реальности как предиката и «божественно-комедийной» метонимизации человеческого персонажа как субъекта.
Выводы исследования намечают перспективы рассмотрения большего числа художественных феноменов в оптике онтологии сюжета.
В настоящем исследовании рассматриваются различные основания трансформации культурных ценностей, как естественные, так и искусственные. Войны нового типа (гибридные) представлены в качестве одного из основополагающих факторов переосмысления и изменения культурных ценностей в настоящее время.
Изучается изменчивость культурных ценностей в эпоху глобальных трансформаций и способы их воплощения. При этом отмечается, что войны нового поколения оказывают непосредственное влияние на изменение культурных ценностей, задавая тем самым отрицательное направление этому процессу.
Таким образом, войны нового поколения, вмешиваясь в естественные процессы трансформации культурных ценностей, задают им отрицательную динамику и действуют разрушительно на их носителей.
В статье анализируется русский национальный миф в историсофском романе начала XXI века на примере романа Е. Хаецкой «Падение Софии».
На основе концепции нарративов, исследований культурной географии, понятия русского викторианства исследуется код истории и миф истории в данном романе.
Особое внимание уделяется пушкинскому тексту, гностической мифологии и элементам волшебной сказки в произведении.
Показано, что в романе отражено постэсхатологическое мировоззрение, включающее имперскую идею и усадебный миф русской культуры.
Проанализирован мессианский, цивилизационный и культурный нарратив в романе.
Показано, что общие идеи прогресса, империи и личного освоения пространства в романе реализуется в виде постэсхатологического мифа об истории как частной жизни, колониального мифа о включении диких народов в состав империи и культурного мифа дворянского гнезда.
В статье рассматривается эволюция музыкальных жанров в театральном искусстве. Автор исследует различные жанры, начиная с классической оперы и заканчивая современным мюзиклом. В статье анализируются основные характеристики каждого жанра, их исторический контекст и влияние на развитие сценического искусства. Особое внимание уделяется использованию музыки в театральных постановках, ее роль в передаче эмоций и создании атмосферы. Статья предлагает читателю обзор различных музыкальных жанров в театре и помогает лучше понять и оценить их вклад в культурное наследие.
В настоящее время изучению творчества А. П. Довженко, оказавшего огромное влияние на поэтический кинематограф 1960-1970-х гг., не уделяется нужного внимания. В 1930 г.
А. П. Довженко создал эпическую поэму о земле. Одной из главных идей творчества
А. Довженко является прославление земли, «почвы», на что уже указывалось многими исследователями. Земля, как место пребывания человека, у А. Довженко является «творимым пространством». Эта традиция прослеживается не только в фильме «Земля», но и других фильмах А. Довженко («Аэроград», «Щорс», «Мичурин»), а также в фильмах, созданных по его сценариям режиссером Ю. Солнцевой («Зачарованная Десна», «Повесть пламенных лет»).
Целью данного исследования является рассмотрение «земли» как особого пространства, как «райского сада», «земного рая». Новизна данного исследования заключается в том, что «сад» рассматривается как «творимое пространство».
Выбирая методологию исследования, мы не можем ограничиться одним методом.
В данном исследовании применяется комплексный культурологический подход, включающий сравнительный, диалектический, феноменологический и психологический методы. Сделан вывод о том, что «сад» в творчестве А. Довженко есть «творимое пространство», символизирующее рай.
Музыке присущи богатые выразительные средства в отражении многообразия внутреннего мира человека в его глубоких и эстетических ипостасях.
Являясь по сути одним из способов отражения действительности при объективации субъективного личностного смысла, образует целостность в восприятии человеком мира, удовлетворяя эстетические потенции человека в познании и самопознании.
Музыка не только является художественной ценностью, но и как вид искусства - идейным вдохновителем создания новых миров, формирования картины мира.
Статья посвящена особой разновидности музыкального произведения, исторически оформившегося в жанр концертной арии в эпоху Классицизма, впитавшего в себя идеи рационализма и Просвещения.
Обоснована тенденция выделения оперы в отдельный концертный жанр, обусловленный смещением мировоззренческого фокуса с религиозного на светский.
В статье рассмотрены примеры изготовления и оформления древней и современной керамики.
Проведен сравнительный анализ керамических масс при добавлении традиционных и нетрадиционных материалов.
Значение нетрадиционных материалов в изготовлении высокопрочной керамики, ангобов, глазури. Рассмотрены методы получения новой керамики при введении в керамические массы нетрадиционных материалов.
Теория применения инновационных подходов к использованию вновь созданной сырьевой базы является актуальной и вызывает интерес у многих исследователей процесса производства художественной керамики.
Развитию современного керамического искусства, поиску новых путей совершенствования материальной базы для производства керамических изделий уделяется большое внимание, с целью, как дальнейшего развития искусства керамики, так и ее промышленного производства.
В статье предлагается разбор проблемы восприятия пространства, необходимость исследования которой продиктована динамизацией миграционных потоков, провокативной основой которой стал поворот к глобализующей и тотальной универсальности, нанесшей серьезный удар по концепции привязанности к «месту».
В результате утраты ценности «места» как поля культуры и факта обитаемости, обозначился кризис существования, так как пространство позволяет познать себя только тогда, когда его обитатели устанавливают с ним доверительные отношения, вручая заботу о себе и одновременно принимая на себя обязательства бережного обращения с его ресурсным потенциалом.
Представленный в работе подход позволяет актуализировать вопрос «безместности» как особой формы отчуждения, установившейся между местом обитания и современным обитателем. Так, преисполненный надеждой избавиться от вводящего его в оцепенение чувства тревоги, он направляется на поиски безопасных условий существования, чтобы в конце концов оказаться потерянным, дезориентированным и оторванным от дома, языковой и культурной общности, прежде укрывающей его от угроз из вне.
Таким образом, авторская интерпретация приведенных концептуальных оснований обращена к трем основным позициям, раскрывающим отношения «человек-природа», «пространство-общество» и «территория-культура»:
(1) присвоение мира (сопряженное с захватом, политикой, властью);
(2) территориальное упорядочивание (как районирование и зонирование);
(3) относительно концепции привязанности к «месту».
За методологическую основу взяты феноменология пространства Эрика Дарделя; роль картирования, призванного ограничить, контролировать и обладать (Крис Перкинс, Брайан Харли); схема фиксированного порядка и территоризации, обозначенных Жилем Сауттером, Мишелем Фуко в качестве инструментов установки границ безопасности; концепция зонирования, регионализации и семиотизации, по Энтони Гидденсу, нормализующих социальные рутинные практики и определяющие связь с пространственным полотном; и расстановка фиксированных и нулевых точек, детерминирующих опыт «быть дома» (Отто Фридрих Боллноу).
В результате, прочность связи между обитателем и местом обитания, критериями которой служат погруженность, языковая и культурная встроенность, территориальная упорядоченность, конструктивно воздействует на социально-политическое поле и формирует условия нахождения в безопасности, в отличие от способа действия инструментарного набора практик глобализации.
Кризис культурных ценностей - это, прежде всего, дезориентация в пространстве, которая отрезает путь к будущему, поэтому возвращение к общегуманистическим идеалам напрямую связан с обращением к «месту» и опыту четкой локализации «где».
Несмотря на огромный интерес в науке к разного рода фестивалям, фестиваль искусства акварельной живописи является малоизученным явлением в сфере культуры и искусства. По этой причине неисследованными остаются издания, сопровождающие международные фестивали искусства акварельной живописи начала ХХI века. Речь идет о каталогах фестивалей. Именно такое определение бытует в среде акварелистов для обозначения сборника, вмещающего в себя всю совокупность произведений акварельной живописи, участвующих в фестивале. В результате анализа ряда каталогов международных фестивалей, состоявшихся за последние 5 лет, мы пришли к ряду выводов. Во-первых, так называемые каталоги фестиваля акварели представляют собой не точно каталоги, а, скорее, каталоги-альбомы. Во-вторых, альбомы-каталоги акварельных фестивалей, вобравшие в себя лучшие образцы современной акварельной живописи, выступают важным информационным источником, так как позволяют получить самую разнообразную информацию как о самих фестивалях, так и об искусстве акварели на современном этапе ее развития.