Статьи в выпуске: 5

К вопросу осмысления роли религии в жизни современного человека (по материалам социологического исследования в г. Барнауле) (2025)
Авторы: Жданова Дарья Сергеевна, Уколова Дарья Валерьевна, Хорун Ксения Борисовна

В системе общественного бытия религия всегда занимала определённое место, отражающее степень развития того или иного общества. Объектом исследования выступает религия как социальный феномен. В социальном понимании религия является культурным ядром и духовным стержнем человеческой индивидуальности. Она задаёт мотивацию действиям всем представителям своего вероисповедания, определяет их отношение и включённость в нравственную, политическую, хозяйственную жизнь общества. Предметом же исследования становится роль религии в жизни современного человека. Оценка роли религии в жизни современных индивидов позволяет выявить её истинный духовный и социальный потенциал, зачастую обмирщаемый и разрушаемый повседневностью. Подчёркивается, что основой социологического осмысления религии должно стать её функциональное понимание, обращение к религии как звену интегрирующему, адаптирующему, формирующему моральные установки. Однако важно понимать, что в разных обществах и на определённых этапах исторического развития религия выполняет различные функции, то есть попытки функционального осмысления не должны сводиться к универсализму. Эмпирическая часть исследования представляет собой сочетание качественных и количественных методик, позволяющих сформировать целостное представление и сделать достоверные выводы. В статье приведены результаты анкетирования и глубинных интервью с жителями Барнаула. Новизна исследования состоит в комплексном анализе, затрагивающем, во-первых, все доступные для изучения социально-демографические группы населения, а, во-вторых, позволяющем обратиться не только к отдельным фактам религиозного опыта индивидов, но и оценить их в совокупности. Отдельно подчёркивается необходимость изучения религии именно в среде современного города, характеризующейся отчуждённостью индивидов, утратой традиционных ценностей и коммерциализацией различных видов деятельности. Отмечается, что большинством респондентов религия оценивается как положительный социальный феномен, способный регулировать поведение индивидов, помогать в затруднительных и кризисных ситуациях. При всех положительных оценках и высокой доли приверженности определённым конфессиям среди барнаульцев, различные виды традиционных религиозных практик пользуются низкой популярностью у населения, что в большинстве случаев объясняется социально-демографическими особенностями респондентов, сложившимися традициями и укладом быта, индивидуальными психологическими особенностями. Полученные данные могут представлять интерес для социологов, религиоведов, специалистов в области государственно-конфессиональных отношений, органов власти и сотрудников правоохранительной системы.

Сохранить в закладках
Взаимосвязь социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза (2025)
Авторы: Эбелинг Эвелина Олеговна

Предметом исследования является социально-психологическая безопасность студентов в образовательной среде вуза. Современный мир характеризуется высокой степенью изменчивости, динамичности и непостоянства, что проявляется в ускоренном развитии технологий, в разных социальных изменениях, в глобализации, в экологических вызовах и других ежедневных и ежечасных переменах. Актуализируются исследования в области безопасности на разных уровнях анализа. Цель статьи - изучить взаимосвязь социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Вуз является важнейшим институтом социализации студентов, где у них происходят значительные изменения в личности, выстраивается план дальнейшей жизни, происходит вхождение в профессиональное сообщество, поэтому важно и необходимо поддержание обстановки в образовательной среде вуза, способствующей ощущению безопасности студента в контексте их личного благополучия. Существует потребность социологического исследования взаимосвязи социальной безопасности и личного благополучия студентов в образовательной среде вуза. Важным этапом при изучении данного вопроса, заключается в апробации разработанной методики, поэтому в 2024 году было проведено пилотажное исследование, выбран количественный метод сбора информации - опрос, в форме анкетирования. Информационную базу исследования составили данные социологического опроса студентов Алтайского государственного университета. Новизна исследования заключается в расширении представлений о социальной безопасности студентов в образовательной среде вуза. Ключевые результаты проведенного пилотажного исследования состоят в следующем: существуют различия восприятия факторов обеспечения социальной безопасности студентами с разными уровнями личного (психологического) благополучия: успеваемость, риски образовательной среды, динамика здоровья, представления о здоровом образе жизни. Студенты с высоким уровнем (личного) психологического благополучия лучше учатся, реже становятся жертвами кражи, чаще соблюдают правила личной безопасности, проявляют бдительность, у них лучше здоровье, много знают о здоровом образе жизни. Студенты с низким уровнем (личного) психологического благополучия хуже успеваемость, рискуют стать жертвами кражи, здоровье в процессе обучение ухудшилось, меньше знают о здоровом образе жизни.

Сохранить в закладках
Практики социально-психологической реабилитации детей в кризисе (по материалам проекта «Территория заботы») (2025)
Авторы: Сиротина Татьяна Викторовна, Андерзянова Виктория Алексеевна, Калинина Юлия Александровна, Эбелинг Эвелина Олеговна, Анисимов Константин Геннадьевич, Анисимова Елена Александровна

Предметом исследования являются практики социально-психологической реабилитации детей, переживших кризисные ситуации, на примере проекта «Территория заботы», реализованного в Алтайском крае. В статье анализируются междисциплинарные подходы, объединяющие социологические и психологические концепции: теория стигмы Э. Гофмана, теория социальных систем Н. Лумана, социальный конструктивизм П. Бергера и Т. Лукмана, теория девиаций Г. Беккера и С. Венделл, и др. Эти теоретические рамки позволяют рассматривать кризис не только как индивидуальный, но и как социальный феномен, затрагивающий систему отношений ребёнка с окружающим миром. В статье рассматриваются подходы к социально-психологической реабилитации детей в кризисе, возрастные и социально-психологические особенности детей в состоянии кризиса, подчеркивается значимость своевременной поддержки. Представлены методы групповой, индивидуальной, арт-терапевтической, тренинговой работы, используемые в программе социально-психологической реабилитации, методика и результаты диагностики участников проекта. Проект «Территория заботы» продемонстрировал результативность реализованных практик в рамках комплексного подхода к социально-психологической реабилитации детей в кризисных ситуациях. Сочетание разных форм и методик работы в проекте позволило создать безопасную поддерживающую среду для детей и подростков целевой группы. Результаты проведенного исследования подтверждают положительную динамику состояния участников. Проект рассматривается как успешная модель реабилитации, сочетающая социальные и психологические аспекты, ориентированная на создание условий для личностного роста, социальной интеграции и профилактики девиантного поведения у детей, находящихся в состоянии кризиса. Проект вошел в реестр лучших практик помощи детям и семьям с детьми, реализованных в 2024 г. в рамках программ Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Сохранить в закладках
Основные формы финансового поведения молодежи (на примере социологического исследования г. Барнаула) (2025)
Авторы: Желдакова Арина Владимировна, Колегаева Елизавета Александровна, Маслов Владислав Сергеевич, Перин Сергей Александрович, Замятин Иван Денисович, Григорьев Данил Игоревич

Актуальность исследования форм финансового поведения современной молодежи обусловлена усложнением экономической и социальной среды, в которой молодые люди формируют свои первые финансовые стратегии. В условиях нестабильности и быстрого изменения рыночных условий молодежь сталкивается с необходимостью совмещать традиционные и инновационные финансовые практики, зачастую испытывая недостаток опыта и знаний, что порождает иррациональные и рискованные финансовые решения. Особое внимание в исследовании уделяется влиянию родительской семьи на формирование финансовых привычек и моделей поведения, а также взаимодействию когнитивных, аффективных и поведенческих компонентов, определяющих выбор конкретных финансовых форм. Студенческая молодежь стремится к финансовой независимости, но зачастую испытывает конфликт между желанием самостоятельности и зависимостью от поддержки родителей. Молодежь поколения Z характеризуется клиповым мышлением, склонностью к риску и поиском новых финансовых инструментов. Эмоции способствуют иррациональному потреблению, повышая уязвимость к финансовым рискам и кредитам. Ключевыми методами сбора данных эмпирического характера стали массовое анкетирование и фокус-группа. Выборочной совокупностью стала молодежь г. Барнаула (n=218). Выборка построена по принципу кластерной выборки с элементами стихийного отбора. Превалирующая часть молодежи города Барнаула характеризуется разнообразием форм финансового поведения, при этом доминирующей остается потребительская модель. Она проявляется в регулярных расходах на повседневные нужды, склонности к импульсивным покупкам и демонстративному потреблению, особенно среди студентов СПО. В то же время работающая молодежь демонстрирует более высокий уровень финансовой самостоятельности и использует широкий спектр финансовых стратегий. Несмотря на это, формы долгосрочной финансовой защиты, такие как страхование и пенсионное планирование, остаются слабо развитыми во всех группах. Общая сберегательная активность присутствует, но носит ограниченный и краткосрочный характер, а инвестиции проявляются преимущественно у работающей молодежи. Высокая распространенность кредитных форм отражает тенденцию молодежи воспринимать займы как норму для приобретения товаров и услуг. Таким образом, финансовое поведение молодежи Барнаула ориентировано в основном на краткосрочные потребности и текущие расходы, что указывает на необходимость повышения уровня финансовой грамотности и разработки образовательных программ, адаптированных к реальным потребностям молодежи, для формирования устойчивых моделей рационального финансового поведения.

Сохранить в закладках
Метод синтетических фокус-групп в контексте цифровой трансформации социологического исследования (2025)
Авторы: Филипова Александра Геннадьевна, Абросимова Евгения Евгеньевна, Зубова Оксана Геннадьевна

Предметом исследования является использование синтетических фокус-групп (СФГ), создаваемых с помощью больших языковых моделей (LLM), в рамках цифровой трансформации социологического анализа. Объектом исследования выступают инновационные методы сбора и интерпретации качественных данных, ориентированные на моделирование групповой дискуссии без участия реальных респондентов. В статье рассматривается эвристический потенциал СФГ, возможности применения метода в условиях ограниченного доступа к респондентам, а также его релевантность для изучения отношения к искусственному интеллекту в сфере высшего образования. Особое внимание уделяется способам организации взаимодействия с языковыми моделями через систему промптов, формированию ролей участников и анализу полученных дискурсивных позиций. В статье также затрагиваются этические и методологические вызовы, возникающие при использовании синтетических участников в исследовательских целях. Методология сочетает теоретический анализ научных публикаций с практическим моделированием СФГ, реализованным с помощью последовательных промптов к языковым моделям и последующей интерпретацией генерируемых данных. Научная новизна работы заключается в апробации метода синтетических фокус-групп (СФГ) как инновационного инструмента сбора качественной информации с использованием генеративных языковых моделей (LLM), таких как Gemini, Qwen, Llama, Deepseek, и Mistral. В исследовании особое внимание уделено моделированию СФГ на основе пользовательских промптов, направленных на изучение отношения студентов и преподавателей к искусственному интеллекту в системе высшего образования. Все использованные модели подчеркивали методологические ограничения СФГ: возможность искажения данных, необходимость четко обозначать синтетическую природу участников и дополнять такие исследования традиционными методами. Подобные методы могут быть полезны в ситуациях, требующих быстрого генерирования гипотез, предварительного тестирования исследовательских сценариев, а также в образовательной и экспертной практике. Вместе с тем, подчеркивается необходимость критического подхода к использованию СФГ, особенно в контексте валидности и репрезентативности получаемых данных.

Сохранить в закладках