Статьи в выпуске: 15

Интертекстуальность как форма диалога в симфоническом творчестве Андрея Эшпая (2025)
Авторы: Дунаевская Алла Евгеньевна

Статья продолжает исследования автора, посвященные явлениям симфонического творчества Андрея Яковлевича Эшпая - выдающегося мастера современного отечественного музыкального искусства. Избранные опусы композитора рассмотрены в аспекте интертекстуальности, который является одним из наиболее востребованных в гуманитарном знании, в том числе и в музыкальной науке. В силу многообразия существующих научных интерпретаций и наличия широкого спектра исследовательских перспектив данный аспект изучения представляется нам особенно актуальным. В статье предпринимается попытка осмыслить интертекстуальность как значимую, но не единственную форму диалога, функционирующего в музыкально-текстовом пространстве сочинений Эшпая, и, благодаря этому, дифференцированно подойти к такому неоднозначному понятию как межтекстовые диалоговые взаимодействия. В рамках данной работы нам представляется необходимым обратиться к марийскому фольклору, как одному из основополагающих аксиологических ориентиров творчества композитора. В фокусе внимания оказываются цитататы марийских народных песен, использованные во Второй симфонии «Хвала свету!», а также в Третьей и Восьмой симфониях, посвященных памяти отца - Я. А. Эшпая. При изучении механизмов интеграции марийского фольклора в авторский текст и выявлении стратегий функционирования соответствующих текстовых элементов применялся комплексный подход, включающий в себя системно-структурный метод, а также методы компаративного и семиологического анализа. В результате исследования выявляется роль интертекстуальных стратегий в реализации художественных концепций симфонических сочинений. Устанавливается, что цитированный материал концентрирует в себе глубинное содержание и обладает существенным потенциалом для его развертывания, активизируя процессы взаимодействия и контраста. Существенным оказывается трансформирующее влияние фольклорного компонента на языковые механизмы текстов и на их композиционно-драматургические решения. Одновременно реализация интертекстуального диалога происходит через интонационные преобразования народных мелодий в сочетании с их темброво-фактурным и гармоническим “озвучиванием”. При этом весьма примечательным стилистическим маркером становится бережное отношение композитора к цитатам. В заключении подчёркивается, что интертекстуальная диалогика текстов симфонических партитур близка явлениям стилистического синтеза. Стратегии такого типа определяют поэтику жанра и создают неповторимую ауру сочинений Андрея Эшпая.

Сохранить в закладках
Графемы как структурный элемент дизайна схем метрополитенов (2025)
Авторы: Ермаков Егор Викторович

Предметом исследования выступает роль “графемы”, как инструмента инфодизайна. Под “графемой” в данном исследовании понимается базовый структурно-композиционный элемент транспортных схем, формирующий восприятие визуального языка зрителем. В рамках анализа рассматриваются их структурные компоненты, функциональная роль в навигации, эстетические принципы организации пространства схемы, а также культурно-семиотическое значение, отражающее локальную идентичность. Особое внимание уделяется взаимодействию графем с пользователем: как их форма и композиция влияют на восприятие информации, эмоциональный отклик и упрощение навигации в пространстве систем городского транспорта. Целью данного исследования является изучение роли “графем” в дизайне транспортных схем, а также попытка разработать методологию подходов к внедрению в дизайн схемы метро определенных символов или знаков с учетом их культурного, функционального и эстетического критериев, выраженную в собственной интерпретации схемы петербургского метрополитена на основе данного подхода. Исследование проводилось с помощью методов информационного дизайна, основ семиотики и психологии, включающих прототипирование, сравнительный анализ, кейс-стади, а также нарративный метод. Научная новизна исследования заключается в определении роли графем как структурных единиц дизайна транспортных схем, что позволило ввести термин «графема» в контекст проектирования дизайна транспортных метрополитенов через синтез семиотики и инфодизайна. Работа демонстрирует, что графемы выступают не только инструментом навигации, но и носителями культурно-исторического кода, транслируя визуальные символы города. Междисциплинарный подход, объединяющий анализ знаковых систем и эргономику, обосновал необходимость рассмотрения схем метро как семиотических пространств, где форма и содержание взаимосвязаны. Выводы исследования подтверждают, что интеграция графем повышает интуитивность схем, а их культурная адаптация усиливает идентичность городской среды. На примере авторской интерпретации схемы петербургского метро показано, как локальные символы (например, силуэты исторических зданий) могут быть органично встроены в дизайн. В качестве перспектив выделены необходимые шаги для последующих исследований: тестирование предложенных решений через социологические опросы пассажиров для оценки практической эффективности; разработка гибких методик масштабирования «графем» с учетом расширения транспортных сетей и изменения урбанистического контекста.

Сохранить в закладках
Роль подьячих Патриаршего Казенного приказа в выдаче патриаршей милостыни во второй половине XVII в. (2025)
Авторы: Охлопкова Виктория Александровна

Предметом исследования являются записи расходных книг Патриаршего Казенного приказа, дающие сведения о деятельности его административных служителей, прежде всего подьячих, связанной с составлением книг на основе не дошедшей до нас первичной документации, а также материальной помощью нуждающимся от имени патриарха. Целью исследования является определение полномочий подьячих этого приказа применительно к указанным вопросам. Автор подробно рассматривает механизм создания расходных книг в целом и определяет в нем место подьячих наряду с другими должностными лицами - казначеями и дьяками. Что касается участия подьячих в патриаршей благотворительности, а именно в процедуре выдачи денег, особое внимание уделяется их выдачам «по рукам», а также раздаче милостыни по тюрьмам и богадельням. Основу методологии составляют методы вспомогательных исторических дисциплин: в первую очередь русской палеографии, позволяющей анализировать и сопоставлять почерки должностных лиц в записях книг, а также исторической хронологии и исторической метрологии. Проведенный автором анализ текстов расходных книг является основой для разносторонней характеристики благотворительности Московского Патриаршего дома второй половины XVII в., которой в современной историографии пока уделяется недостаточное внимание, в частности применительно к проблемам истории повседневности. Результаты исследования указывают на деятельное участие подьячих Патриаршего Казенного приказа как в составлении расходных книг, так и в непосредственной выдаче милостыни получателям, в том числе в ходе особого церемониала во время патриарших выходов. Реконструкция процедуры выдачи поручной милостыни указывает на большую материальную ответственность подьячих и высокий уровень доверия, оказываемый им лично патриархом. Удалось установить и тот факт, что патриархи во время своих выходов, как правило, не выдавали милостыню собственноручно, а делегировали эту задачу сопровождавшим их подьячим.

Сохранить в закладках
Женский накосник мордвы-мокши: динамика формообразования (2025)
Авторы: ШИГУРОВА Татьяна Алексеевна, Мокшина Елена Николаевна

В статье представлены результаты исследования женского накосника пулокерь, его функции в культуре и символика. Обращение к анализу уникального аксессуара обусловлено вниманием к проблеме его модификации. Предмет исследования - динамика формообразования мокшанского накосника. Цель статьи - показать истоки изменения в формообразовании накосника, начавшегося с Х в. Установлено, что если до этого времени он изготавливался путем окручивания женской косы кожаной полосой, окрученной по спирали металлической проволокой, то с Х в. женщина перешла к использованию цилиндра из коры дерева, в который вставлялась коса. С чем были связаны преобразования в ритуале причесывания и создания головного убора, если мордовская культура базировалась на ценностях языческой религии. Результаты изучения уникального этнического символа мордовского народа необходимы для решения научно-практических задач в этнографии, культурологии, в атрибуции произведений канонического искусства. В статье использованы общенаучные методы, сравнительно-исторический метод анализа артефактов археологических памятников мордовского народа, метод семантического анализа мордовской мифологии и произведений искусства. Изучение накосника благодаря системному и культурно-антропологическому подходам позволяет понять духовную культуру мордвы и проследить взаимосвязь с соседними народами. Впервые в творческой деятельности мокшанской женщины выявлена роль духовных ценностей, сформированных языческой культурой; центральными были солярные символы Ши, Чи - день, солнце, обожествляемые в женских образах - Шиава (м.), Чиава (э.). Главные понятия в жизни женщины замужество и материнство определялись соответствием с солярными религиозными образами. Во-вторых, бытование в женском костюме накосника определяется выполнением им практической функции, способствующей деятельности, связанной с приготовлением пищи, соответствием морально-нравственным канонам культуры. Кроме того, научная новизна исследования заключается в убедительном обосновании взаимосвязи произошедших изменений в политическом, экономическом, миграционном аспектах культуры в Х веке, ставшем переломным периодом в истории мордовского народа, с начавшейся трансформацией формообразования накосника. Женщина поняла невозможность сохранения первоначального спиралевидного способа изготовления накосника. Замужняя женщина переходит на более практичный и быстрый способ причесывания, используя предварительно изготовленный для косы футляр из луба, коры дерева.

Сохранить в закладках
Подходы к анализу визуальной культуры: «чтение» и «зрение» (2025)
Авторы: Кулемин Артемий Эдуардович

Статья посвящена описанию и противопоставлению культурологических подходов к восприятию и анализу феноменов визуальной культуры, основанных либо на «чтении» визуального как некоторого текста, либо же на особом опыте его «видимости», принципиально отличном от опыта «чтения» (что обозначается в статье как «десемиотический» подход). Первый подход реализуется в рамках семиотики, где визуальное рассматривается действительно как текст, система знаков или даже язык, который поддается анализу через интерпретацию, поиск и вычленение значения и смысла. Второй подход возникает под влиянием постструктуралистской критики семиотики, интереса к тому, что «скрывается за структурами» и не поддается семиотическому чтению: визуальное здесь рассматривается как ускользающий от фиксированного значения особый аффектирующий опыт. Для анализа, раскрытия и противопоставления выбранных культурологических подходов в статье используется сравнительно-типологический метод. Рассмотрены основные теоретические аспекты семиотического подхода к анализу визуального на основе работы Р. Барта «Риторика образа», а также основанные на данной методологии направления: визуальная семиотика и визуальная риторика. Дана краткая характеристика «десемиотического» подхода: утверждается отличие визуального от языка и текста, семиотический подход подвергается критике за ограниченность и некоторую неполноту. Фокус внимания смещается на иное, непосредственное, чувственное, аффективное восприятие визуального, либо же на спектр социальных эффектов, которые оно производит: его культурные и политические функции, способность являться культурной репрезентацией, конструировать отношения с воспринимающим субъектом. Подход представлен на примере работ таких исследователей, как У. Митчелл, Д. Элкинс, Х. У. Гумбрехт, Н. Мирзоефф, И. Рогофф.

Сохранить в закладках
Социокультурная детерминация и эффекты пешеходных практик: апелляция к авторитетам (2025)
Авторы: Канныкин Станислав Владимирович

Предметом исследования является социокультурная обусловленность пешеходных практик, бытийствующих в мировых религиях и использовавшихся некоторыми всемирно известными философами в оздоровительных и личностносозидающих целях, превращавших свои прогулки в способ самопознания, ритуал, медитацию, метод активизации творческих способностей и политический жест. В статье рассмотрены кинхин и кайхегё как медитативные пешеходные практики буддизма; исследованы христианские интерпретации пешеходного движения и его проявления в формах паломничества, странничества и хождений по молитвенным лабиринтам; проанализированы сведения о ходьбе, представленные в Коране, Сунне и суфийской литературе. Помимо этого рассмотрены цели, условия и следствия регулярных прогулок на природе Ж. Ж. Руссо, Ф. Ницше и Г. Торо; городского пешеходства И. Канта и С. Кьеркегора, а также политических походов (маршей) М. Ганди. Методология исследования базируется на социокультурном подходе, предполагающем достижение диалектического синтеза культурных и социальных факторов при объяснении пешеходства как религиозной практики и значимой части жизни вышеуказанных мыслителей. В результате исследования определено, что ходьба обладает потенциалом достижения целостности бытия человека как единства тела и разума, а также ею обеспечивается непосредственная связь человека и мира. В практиках медитативной ходьбы подчеркивается экзистенциальная неприкаянность человека, его странническая надмирность. Нередко ходьба является маркером стремления к освобождению от гнетущего давления условностей социума и больших скоростей цивилизации. Продолжительная, в оптимально подобранном индивидуальном ритме ходьба в случае регулярного повторения образует среду фронезиса как воплощенного в повседневности практического разума. В силу того, что движущееся тело более заметно, групповые пешие перемещения (марши, походы) используются как эффективная форма демонстрации политической позиции, а поскольку длительная ходьба обладает успокаивающим эффектом, это способствует воплощению в акционном пешеходстве критически важной в наше время этики биофилии и ненасилия. Создание пешеходной инфраструктуры выступает зримым проявлением гуманизации поселенческой среды, а популяризация пешеходства (в том числе и апелляцией к авторитетам) и систематическое использование ходьбы вместо передвижения на небольшие расстояния на транспорте являются вкладом в решение экологической проблемы, проблемы здравоохранения, а также способствуют обеспечению устойчивого развития.

Сохранить в закладках
Методика проектирования адаптивного дизайна интерьера комнат психологической разгрузки (2025)
Авторы: Трегубова Ольга Владимировна

Объект исследования - проектирование интерьеров комнат психологической разгрузки для профессиональной помощи. Предмет - методика создания адаптивной и многофункциональной среды. Цель - привлечь внимание к неадаптивному подходу в дизайне таких помещений. Большинство современных интерьеров комнат психологической разгрузки - монофункциональные, что не отвечает потребностям пользователей, сталкивающихся с различными стрессообразующими факторами. Профессиональное соучаствующее проектирование дизайнера и психолога позволяет создать адаптивное пространство под разные задачи. А предложенный комплекс проектных средств, включающий в себя «статичные» и адаптивные «сценарные» средства для создания трансформируемой среды, компенсирующей негативные последствия стрессов. Принципы организации пространства направлены на оптимизацию выполнения его основной функции - нейтрализации стрессов. Адаптивное интерьерное пространство комнат психологической разгрузки помогает применять персонализированную терапию. В рамках настоящего исследования был применен комплексный методологический подход, включающий следующие методы: Эмпирический (сбор и анализ изображений интерьеров, комнат психологической разгрузки, из открытых источников); Теоретический (изучении научных публикаций и методологии проектирования интерьеров комнат психологической разгрузки); Средовой подход к организации предметно-пространственной среды; Компьютерное моделирование (визуализация и оптимизация проектных решений). Научная новизна исследования заключается в методике проектирования адаптивного многофункционального, управляемого интерьера для комнат психологической разгрузки, под различные задачи исходя из стрессобразующих факторов посетителей. Интеграция работы психолога с адаптивной предметно-пространственной средой, разработанной дизайнером интерьера, способствует эффективному снижению нервного напряжения и улучшению психосоматического состояния посетителей. Актуальность применения персонифицированного и многофункционального подхода к организации психологической помощи через предметно-пространственную среду особенно значима в реабилитационных центрах, расположенных по всей стране, где бойцы СВО восстанавливают своё здоровье. В результате исследования была проведена апробация предложенной методики в проектировании комнат психологической разгрузки в детском интернате в пос. Яр-Сале; в Орловском специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа; в Талицком детском санатории КОГБУЗ «Областной клинический противотуберкулезный диспансер». Методика проектирования применена в интерьерах учреждений, различающихся по геоклиматическим условиям (Крайний Север, среднеевропейская часть России) и профильной специализации.

Сохранить в закладках
Инсталляция в современном китайском искусстве (2025)
Авторы: Ван Луци

Предметом исследования являются особенности китайской инсталляции на её современном этапе. Объектом исследования являются инсталляционные композиции, выполненные китайскими художниками. Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как национальная специфика, основные тематики и типичные художественные материалы китайской инсталляции. Особое внимание уделяется факторам, под влиянием которых формировалось данное художественное направление в Китае. Подчеркивается значимость воздействия западного художественного опыта. Рассматриваются знаковые примеры работ китайских художников и основные направления, которые выделяются сегодня в китайской инсталляции. Исследуется специфика женской и экологической инсталляции, а также взаимодействие элементов традиционной культуры и инновационных технологий в инсталляционных композициях. Также упоминается та роль, которую искусство инсталляции играет в формировании международного облика Китая. В рамках проведения данного исследования были использованы следующие методы: исторический, историко-сравнительный, а также были применены сравнительный и критический анализ. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автор выявил специфику китайской инсталляции, а также определил факторы, которые повлияли на формирование данной специфики. Основными выводами проведенного исследования являются: несмотря на тот весомый вклад, который внесло исследование иностранного опыта в формирование искусства инсталляции в Китае, современные работы китайских художников независимы и самобытны. Достигается это за счет экспериментирования с предметами традиционной культуры в процессе создания композиций, а также рефлексией художников над историческим и социальным опытом Китая. Современная китайская инсталляция сочетает в себе как использование высоких технологий и раскрытие острых для современного китайского общества вопросов, так и пристальное внимание к многовековому культурному наследию страны.

Сохранить в закладках
Виртуальная реальность и репрезентация телесности в современном театре (2025)
Авторы: Шклярская А. Э.

Предметом исследования является влияние виртуальной реальности (VR) на театральную практику, телесность актера и зрителя в контексте цифровых технологий в театре XXI века. Виртуальная реальность (VR) открывает новые перспективы для изучения телесности и современные технологии позволяют переосмыслить границы между телесностью актера, зрителя и цифрового пространства. В данной статье анализируется влияние VR на театральную практику и обсуждаются основные философские подходы к понятию телесности. Особое внимание уделяется феномену «виртуального тела», концепции телесного расширения и влиянию цифровой реальности на восприятие человеческого тела. Рассматриваются примеры театральных постановок, в которых применяются VR-технологии, включая спектакли «Клетка с попугаями» (Гоголь-центр), «В поисках автора» (Тюменский драматический театр), «Я убил царя» (Театр Наций) и «Биомеханика VR» (Новая сцена Александринского театра им. В. Э. Мейерхольда). Метод исследования включает в себя анализ философских подходов к понятию телесности и изучение примеров театральных постановок с использованием VR-технологий. Методология исследования предполагает качественный анализ, основанный на интерпретации театральных практик и их воздействии на восприятие телесности. Новизна исследования заключается в комплексном рассмотрении феномена «виртуального тела» и концепции телесного расширения в контексте виртуальной реальности в театре. Исследование охватывает пересечение технологий и искусства, подчеркивая значимость VR как инструмента для трансформации восприятия артистов, перформеров и зрителей сценических постановок. Выводы исследования показывают, что виртуальная реальность не только расширяет возможности театрального искусства, но и изменяет традиционные представления о телесности и взаимодействии в театре. Внедрение VR-технологий создает уникальные пространства для взаимодействия между актером и зрителем, открывая новые горизонты для театрального творчества. Исследование также анализирует влияние VR на эмоциональное и психологическое восприятие зрителей, предлагая новые подходы к созданию иммерсивных театральных постановок.

Сохранить в закладках
Сравнительный анализ иезуитской архитектуры XVI-XVIII вв. в Азии (2025)
Авторы: Чэнь Кэ

Статья посвящена сравнительному анализу иезуитской архитектуры XVI-XVIII веков в трех ключевых азиатских регионах - Японии, Гоа и Макао. Исследование рассматривает влияние европейской архитектурной традиции, основанной на «Инструкциях» Карло Борромео и принципах иезуитского барокко, на развитие культовых сооружений в условиях социально-культурного и геополитического разнообразия. Новизна работы заключается в сравнительном анализе иезуитской архитектуры Японии, Гоа и Макао, что позволяет выявить закономерности синтеза европейской барочной традиции с местными строительными практиками. Выявлены общие закономерности и различия в архитектурных решениях, обусловленные уровнем колониального контроля, политическими ограничениями и взаимодействием с местными строительными традициями. Показано, что в Японии иезуиты вынуждены были максимально адаптировать свою архитектуру к местным условиям, создавая переносные модульные храмы, тогда как в Гоа их архитектура практически полностью следовала европейским канонам. В Макао сформировался уникальный синтез китайской и европейской архитектурных традиций, что выразилось в особом сочетании барочных форм и восточных декоративных элементов. Полученные результаты позволяют глубже понять механизмы межкультурного взаимодействия и адаптации европейского архитектурного наследия в Азии. Исследование основано на междисциплинарном подходе, объединяющем историко-архитектурный анализ, сравнительно-типологический метод и элементы культурологического подхода. В работе проведен анализ первичных и вторичных источников, включая письменные свидетельства иезуитских миссионеров, исторические хроники, а также сохранившиеся архитектурные памятники. Новизна исследования заключается в комплексном сравнительном анализе иезуитской архитектуры в трех различных культурно-исторических контекстах, что позволяет выявить закономерности адаптации европейских архитектурных традиций к условиям Азии. В отличие от большинства работ, рассматривающих архитектуру иезуитов в колониальной Америке и Европе, данное исследование акцентирует внимание на механизмах синтеза барочной архитектуры с локальными традициями в Азии. Впервые в рамках одного исследования проведено детальное сопоставление японского, гоанского и макаоского архитектурного опыта и показано, как уровень политической автономии региона, экономическая поддержка миссий и отношение местных властей к католической экспансии определяли характер адаптации архитектурных форм. А также анализировать и приводить примеры один за другим в соответствии с ситуацией в разных регионах.

Сохранить в закладках
Локальное экологическое знание с антропологической точки зрения: этнографическое исследование лопликов (2025)
Авторы: Kadier Aibibula, Tursun Habibulla

С тех пор как Клиффорд Гирц ввёл понятие «локальных знаний» в экологическую и культурную антропологию, локальные экологические знания остаются актуальной темой для исследований. Лоплики издавна живут на краю пустыни в чрезвычайно засушливом регионе Лоп-Нур в юго-восточной части Таримской впадины, Синьцзян, Китай. Благодаря адаптации к суровым экологическим условиям они выработали богатую и эффективную систему локальных экологических знаний. Цель этой статьи — изучить традиционные местные экологические знания народа лоплик, уделив особое внимание экономическим и культурным основам, основному содержанию, типам и лежащей в их основе культурной логике местных экологических знаний народа лоплик. В этой статье в основном используются методы качественного исследования, в частности антропологические полевые исследования, изучение среды обитания респондентов и получение большого количества данных из первых рук с помощью глубинных интервью, включённого наблюдения и других методов, что закладывает важную основу для анализа, представленного в статье. Традиционная система экологических знаний народа лоплик основана на их понимании окружающей экосистемы. Эти местные знания и когнитивные схемы тесно связаны с их разнообразными религиозными верованиями, космологией и культурными обычаями, что в полной мере демонстрирует их жизнеспособность и культурную рациональность в плане адаптации к конкретным экологическим условиям и защиты экосистемы. Изучая местные ценности, системы верований, социальные структуры и ритуальные традиции, антропология позволяет по-новому взглянуть на взаимосвязь между культурой и окружающей средой. Это позволяет нам раскрыть экологическую мудрость, значимость и ценность, заложенные в местных культурах, а также выявить первопричины экологических проблем и найти потенциальные решения, основанные на местном культурном контексте.

Сохранить в закладках
Эстетические характеристики китайской женской музыки ХХ века (2025)
Авторы: Ши Цзя

Китайская женская музыка как ветвь традиционной музыкальной культуры Китая формировала свои эстетические характеристики в тесной взаимосвязи с гендерной культурой, социальной этикой и структурами власти. Эволюция эстетических характеристик китайской женской музыки по своей сути представляет собой историю взаимодействия гендерного дискурса и музыкальной семиотики. Эта культурная практика отражает как структуры социальной власти конкретных исторических периодов, так и агентность женщин в художественном творчестве. Эстетические характеристики китайской женской музыки проявляют дуальную напряженность: с одной стороны, под влиянием конфуцианской этической дисциплины формируются формальные нормы, характеризующиеся принципом «иньской мягкости»(阴柔); с другой стороны, посредством технологических инноваций и пробуждения субъектности развивается устойчивое выражение в промежутках ритуальной системы. От индивидуального нарратива музыкально-поэтических произведений Юэфу эпохи Хань (112 г. до н. э. до художественного самосознания придворных музыкальных учреждений (цзяофан) эпохи Тан(618-907), этот процесс завершился в XX веке современной трансформацией от «ритуального инструмента» к «художественному инструменту». Статья состоит из четырех частей: первая часть посвящена основным понятиям женской музыки; вторая часть посвящена эстетике женской музыки в системе ритуалов и музыки; третья часть посвящена эстетическому строительству женской музыки XX века; четвертая часть посвящена двойственности эстетических характеристик китайской женской музыки. В заключение автор рассматривает, что трансформация эстетических качеств женской музыки представляет собой не только обновление художественной формы, но и акустическое свидетельство трансформации гендерных властных отношений в китайском обществе, предлагая уникальное эстетическое измерение для понимания модернизации традиционной культуры.

Сохранить в закладках
Евгений Александрович Жук – автор стелы мемориала, посвященного морякам Краснознаменной Ладожской флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства (2025)
Авторы: Лебедева Наталья Ивановна, Жук Александр Евгеньевич

Статья посвящена истории создания памятника мемориала, посвященного морякам Краснознаменной Ладожской флотилии и речникам Северо-Западного речного пароходства в Новой Ладоге. В статье предлагается комплексное исследование архитектурно-дизайнерского проекта Е. А. Жука и его реализации в 1985-м году. На основе историко-культурного анализа динамики создания памятника в статье выделяются несколько инновационных приемов и функций, выполняемых мемориалом, таких как: репрезентативная; мемориальная, фиксирующая выдающиеся результаты деятельности коллектива авторов и исполнителей; художественная в рамках ансамблевого восприятия объекта. Показано совершенствование проекта в процессе работы над ним. В статье проиллюстрированы проектные решения, воплощенные в постройке. Проанализированы тексты и документы современные архитектурному замыслу и его реализации. Методология исследования базируется на историко-хронологическом, структурно-функциональном и семиотическом и средовом подходах и градостроительном анализе. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что мемориал представляет собой совершенный по функции и художественному образу объект, отражающий синтез новаторских приемов, учитывающий видовые особенности ландшафта и транслирующий авторский культурный опыт. Актуальность темы связана с его характеристиками уникальными для мировой практики воинских мемориалов. Научная новизна исследования заключается в атрибуции памятника, который является воплощением патриотической идеи защиты Родины в сочетании с запоминающимся художественным образом. В памятнике отражен социокультурный код Ленинграда и области. Что свидетельствует о принадлежности архитектора Е. А. Жука к ленинградской школе, которой свойственна совокупность эстетических воззрений, которые присущи ленинградцам. Это гений места, который воздействует на менталитет, на то, что делает человек, как он видит мир. Это выверенные пропорции, работа силуэта, исторический и пластический диалог на фоне ландшафта.

Сохранить в закладках
Роль А. С. Терехина в выявлении памятников индустриального наследия Пермской области в 1960- 1970-е гг. (2025)
Авторы: Лахтионова Елизавета Сергеевна

Объектом исследования является Александр Сергеевич Терехин, исследователь архитектуры Прикамья. Предметом - его деятельность в сфере охраны памятников истории и культуры в 1960-1970-е гг. Цель статьи - охарактеризовать роль и вклад исследователя в процесс выявления памятников индустриального наследия Пермской области в указанный хронологический период. Актуальность заявленной темы состоит в том, что в настоящее время очень важно консолидировать все имеющиеся силы с целью сохранения оставшихся еще памятников отечественного индустриального наследия. Серьезная научная работа А. С. Терехина в сфере выявления, изучения и сохранения памятников промышленной архитектуры может стать примером для каждого современного гражданина, неравнодушного к судьбе отечественного индустриального наследия. Исследований на эту тему не имеется, что определяет научную новизну проведенного исследования. В рамках подготовки статьи были привлечены архивные материалы из Пермского государственного архива социально-политической истории и Государственного архива Пермского края. В последнем наиболее важен личный фонд ученого. Методология исследования представлена комплексом общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, доказательство), а также специально-исторических: хронологический, историко-генетический и историко-сравнительный методы. Автор пришел к выводам, что деятельность А. С. Терехина по выявлению памятников индустриального наследия была весьма результативной. В 1960-е - начале 1970-х гг. при его активном участии было осуществлено натурное обследование ряда памятников промышленной деревянной архитектуры, а также заводов и плотин Пермской области. Кроме того, в течение 1970-х гг. ученый проводил серьезное научное исследование по истории и современному состоянию объектов индустриального наследия в архивах, музеях и библиотеках, дополняя таким образом результаты, полученные в экспедициях. По итогам деятельности А. С. Терехина ряд объектов индустриального наследия был поставлен на государственный учет как памятники местного значения. А часть объектов подверглась музеефикации в рамках Архитектурно-этнографического музея «Хохловка» и «Музея соли России».

Сохранить в закладках
Проблемы идентификации и атрибуции итальянской живописи XVI-XVIII веков на примере произведений из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля (2025)
Авторы: Реутова Елена Михайловна

Изучение и атрибуция произведений изобразительного искусства остается одним из важнейших направлений деятельности современных художественных музеев. Для региональных музеев, коллекции которых формировались в XX в. за счет передач из Государственного музейного фонда и столичных государственных собраний, эта задача особенно актуальна. В статье освящается некоторый опыт исследования последних лет произведений итальянской живописи XVI-XVIII вв. из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля. Рассмотренные в статье произведения ведут свое происхождение из дореволюционных частных коллекций русской аристократии. Атрибуция проводилась на основе комплексного подхода, предусматривающего использование сравнительного стилистического анализа, технико-технологических исследований, а также работу с архивными документами. Методологическое значение имели труды советских искусствоведов Б. Р. Виппера, В. Н. Лазарева, а также публикации ведущих отечественных специалистов И. В. Линник, В. Э. Марковой, И. С. Артемьевой и др. Исследование показало, что в центре внимания при изучении итальянской живописи оказывается не только вопрос установления авторства, но и собственно проблема идентификации - установление принадлежности к национальной школе, определение оригинальных произведений, выявление копий и имитаций. В процессе исследования пересмотру были подвергнуты ранее принятые атрибуции, а отдельные произведения, считавшиеся безымянными, обрели имя автора. Введение в научный оборот ранее не известных работ итальянских мастеров XVI-XVIII вв. из собрания одного из крупнейших региональных музеев, а также выявление новых живописных произведений, принадлежащих кисти значимых для западноевропейского искусства художников, обогащает картину итальянской живописи и историю отечественного коллекционирования, что обуславливает новизну исследования. Кроме того, полученные данные технико-технологических исследований могут служить сравнительным материалом при изучении и доказательства атрибуций произведений западноевропейской живописи.

Сохранить в закладках