Предмет. Статья посвящена вопросам интеграции климатических рисков в стратегии устойчивого развития корпораций на примере публичных компаний аквакультурного сектора России и Норвегии.
Цель. Сравнение норвежских компаний Mowi, Lerøy, Grieg Seafood с российской компанией «ИНАРКТИКА» по наличию стратегий в области устойчивого развития, выявлению и управлению климатическими рисками, а также присутствию ответственного органа в совете директоров; систематизация климатических рисков по классификации стандартов Task Force on Climate-related Financial Disclosures (TCFD) для компаний сектора в Арктическом регионе.
Результаты. В работе выявлено, что норвежские компании демонстрируют более высокую зрелость в управлении климатическими рисками.
Практическая значимость. Российским компаниям предложено совершенствовать стратегии устойчивого развития путем качественной оценки климатических рисков по TCFD, при этом названы меры по их смягчению, основанные на анализе лучших зарубежных практик.
В статье представлено авторское понимание терминов «корпоративное управление», «корпоративный менеджмент» и «коммуникационный менеджмент» в контексте концепции устойчивого развития, ESG-повестки и устойчивого корпоративного управления, а также их соотношение. Показана роль стейкхолдерского подхода в сближении содержания понятий «корпоративное управление» и «интегрированные коммуникации». Подробно рассмотрены некоторые особенности управления коммуникациями в России, в том числе в контексте ESG. Актуальность исследования связана с тем, что многие российские компании и организации крайне медленно внедряют принципы и методы интегрированных коммуникаций и устойчивого корпоративного управления, хотя именно они определяют эффективность их деятельности. Предметом исследования выступает система устойчивого корпоративного управления в рамках реализации принципов ESG в России. Цель статьи состоит в том, чтобы показать российским стейкхолдерам роль интегрированных коммуникаций в развитии устойчивого корпоративного управления и ESG-политики с использованием таких методов исследования, как анализ научных трудов по теме исследования, сравнение, обобщение, системный и логический анализ. Научная новизна публикации обоснована авторской трактовкой вариантов понимания терминов. Например, авторы считают не - продуктивным организационное и/или функциональное разделение коммуникаций на внутренние и внешние. Кроме того, в целях модернизации методологии рейтингования и аудита компаний и организаций на предмет соответствия их деятельности ESG-принципам предлагается увеличить число управленческих критериев блока «G», используя метрики оценки эффективности управления интегрированными коммуникациями, взятые из систем «корпоративный менеджмент» и «коммуникационный менеджмент». Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования при разработке систем интегрированных коммуникаций в рамках устойчивого корпоративного управления, а также в ходе модернизации методологии рейтингования и аудита ESG-политики в российских компаниях и организациях. Дальнейшее направление исследований может быть связано с разработкой критериев и показателей качества систем интегрированных коммуникаций и устойчивого корпоративного управления, а также с рассмотрением особенностей российских практик коммуникаций в деловой среде.
В условиях санкционных ограничений наблюдается изменение ESG-вовлеченности и ESG-прозрачности российских компаний. В то же время характер таких изменений, а также влияние санкций, структуры собственности и отраслевой принадлежности остаются недостаточно изученными. В статье исследуется уровень ESG-прозрачности российского бизнеса до и после начала специальной военной операции в 2022 г. с учетом структуры собственности и отраслевой принадлежности компаний. Выборка включает оценки ESG-прозрачности по 75 российским публичным компаниям за период 2021–2023 гг. В результате исследования выявлено, что после начала специальной военной операции произошло снижение уровня информационной прозрачности по всем трем ESG-аспектам, особенно в отношении социальной информации и информации о корпоративном управлении. Кроме того, обнаружено, что изменение уровня ESG-прозрачности различается в зависимости от структуры собственности и отраслевой принадлежности. Полученные результаты могут использоваться инвесторами, кредиторами и другими группами лиц при принятии решений о сотрудничестве с теми или иными компаниями с учетом специфики, связанной со структурой капитала и профилем бизнеса.