Архив статей журнала

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ГУСЕВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ, САМОДЕЛКИН АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ДУБАНАЕВ БАКЫТ САДЫРБЕКОВИЧ

Представлены результаты анализа отдельных нормативных положений Закона Республики Кыргызстан «Об оперативно-розыскной деятельности», в том числе в сравнении с аналогичным законодательным актом Российской Федерации. Достаточно подробно авторы изучили общие положения кыргызского оперативно-розыскного законодательства и отметили как положительные, так и отрицательные моменты законодательного определения понятий оперативно-розыскных мероприятий. Отдельное внимание уделено проблемам законодательного регулирования соблюдения прав и свобод гражданина и человека в части обжалования действий должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, накопления и хранения оперативно-розыскных материалов, ответственности за нарушения оперативно-розыскного законодательства. В разделе, посвященном вопросам содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, исследуются нормы, регулирующие правовую защиту конфидентов, а также условия их участия в уголовном процессе. Особое внимание уделено юридическим процедурам проведения оперативно-розыскных мероприятий, их соотношению между собой, проблемам юридических формулировок и необоснованному дублированию. В рамках изучения проблем ограничения прав и свобод человека и гражданина исследуется соотношение оперативно-розыскных мероприятий и специальных следственных действий, проведение которых регламентировано Уголовно-процессуальным кодексом Кыргызской Республики, а также роли следователя и оперативного сотрудника в процессе выявления и раскрытия преступлений. В заключение авторы приходят к выводу о необходимости реформирования действующего уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства в Кыргызской Республике.

Сохранить в закладках
О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ НАДЕЛЕНИЯ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ ОТДЕЛЬНЫМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫМИ КОМПЕТЕНЦИЯМИ (2024)
Выпуск: №4 (2024)
Авторы: ЧЕЧЕТИН АНДРЕЙ ЕВГЕНЬЕВИЧ, ШАТОХИН ИВАН ДМИТРИЕВИЧ

Введение. Анализируются промежуточные результаты научного исследования темы «Наделение участковых уполномоченных полиции функциями субъектов оперативно-розыскной деятельности», выполненного по заказу Главного управления по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Министерства внутренних дел Российской Федерации, в котором авторы принимали участие в качестве соисполнителей. Актуальность данной темы заключается в том, что осуществляемая участковыми уполномоченными полиции ежедневная работа по рассмотрению сообщений и заявлений граждан, контролю за подучетными лицами, участию в раскрытии преступлений включает в себя проведение действий, которые по форме и содержанию сходны с оперативно-розыскными мероприятиями (опрос, наведение справок, наблюдение, обследование помещение, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств), однако их применение в настоящее время нормативно не урегулировано.

Цель исследования состояла в определении объективной необходимости нормативного закрепления за участковыми уполномоченными полиции права на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий при выполнении своих должностных обязанностей и предложении механизма его регулирования. Для достижения цели были поставлены и решены задачи по анализу исторических и нормативно-правовых предпосылок наделения участковых уполномоченных указанным правом, а также изучено мнение по этому вопросу участковых уполномоченных полиции и их руководителей.

Методы исследования. По специально разработанным анкетам авторами в мае-июне 2024 г. опрошены 45 участковых уполномоченных полиции Алтайского края, Республики Алтай, Новосибирской и Кемеровской областей, являющихся слушателями факультета заочного обучения Барнаульского юридического института Министерства внутренних дел Российской Федерации, а в качестве контрольной группы с помощью аналогичных анкет опрошены 15 руководителей районных отделов Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю. По теме исследования изучались исторические и юридические научные публикации, а также анализировались действующие и утратившие силу нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участковых уполномоченных полиции.

Результаты исследования. Сделан вывод о наличии у службы участковых уполномоченных полиции исторического опыта применения отдельных средств и методов оперативно-розыскной деятельности, который, несмотря на отсутствие прямых нормативных дозволений, продолжает сохраняться на практике, поскольку выполнение целого ряда должностных обязанностей предполагает объективную необходимость в этом. Для придания легитимного характера использованию участковыми уполномоченными полиции отдельных средств и методов оперативно-розыскной деятельности предложено включить службу участковых уполномоченных в перечень подразделений органов внутренних дел, правомочных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, утвержденный приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 31 марта 2023 г. № 199.

Сохранить в закладках
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО КОНТРОЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ЗА ЛИЦАМИ, СКЛОННЫМИ К СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: БАБУШКИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Введение. Актуальность вопросов организации оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений, определяется тем, что появление новых форм и методов осуществления преступной деятельности, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, ставит перед необходимостью пересмотра прежних и выработки новых подходов к вопросам использования потенциала оперативно-розыскной деятельности для сдерживания и контроля преступности.

Целью работы является формирование теоретических положений, расширяющих научные представления о формах осуществления органами внутренних дел оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, а также предложений по совершенствованию правовых основ данной деятельности. Методы. Методологическую основу работы составил диалектический метод познания явлений и процессов реальной действительности, предполагающий их изучение в постоянном развитии, тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

При подготовке статьи также использовались общенаучные методы познания: теоретические (обобщение, системно-структурный, научная абстракция); формально-логические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия); эмпирические (сравнение, описание). Из частнонаучных методов познания применялись сравнительно-правовой, статистический, контент-анализ, формально-юридический.

Результаты. Автором определяются ключевые понятия в рассматриваемой сфере правоотношений (оперативно-розыскной контроль органов внутренних дел, специальное наблюдение, оперативно-профилактическое наблюдение), содержание и особенности которых раскрываются в тексте работы. Рассмотрены теоретико-правовые аспекты организационно-тактических форм оперативно-розыскного контроля органов внутренних дел за лицами, склонными к совершению преступлений. Акцентируется внимание на важности дифференциации объектов контроля в зависимости от их социально-правового статуса и степени потенциальной общественной опасности, поскольку это определяет применяемый инструментарий - объем привлекаемых сил, средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Заключение. Автор приходит к выводу о необходимости формирования научно обоснованной теоретической модели в виде проекта Концепции развития системы оперативно-розыскного контроля за лицами, склонными к совершению преступлений, которая с учетом возникновения качественно новых видов криминальных угроз имеет существенное значение для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Сохранить в закладках
ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ОСНОВЫОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ (2024)
Выпуск: №3 (2024)
Авторы: Маслов Алексей Александрович

Целью работы является формулирование предложений по совершенствованию нормативной правовой основы деятельности оперативных подразделений уполномоченных государственных органов по обеспечению особого правового режима военного положения.

Во введении обосновывается актуальность заявленной темы, отмечается наличие существенной теоретико-правовой проблемы, влияющей на эффективность практической деятельности уполномоченных государственных органов на территории новых субъектов Российской Федерации, которая заключается в несбалансированности действующего российского законодательства, регулирующего вопросы оперативно-розыскного обеспечения военного положения.

В основной части анализируются соответствующие положения Федерального конституционного закона «О военном положении» и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» на предмет их соответствия и достаточности правового регулирования рассматриваемой сферы. Акцентируется внимание на том, что цели военного положения не конкурируют с целями и задачами оперативно-розыскной деятельности (защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, безопасности общества и государства от преступных посягательств) и не подменяют их, поэтому необходимо формирование комплексного законодательного регулирования оперативно-розыскного обеспечения военного положения, в том числе устанавливающего основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий, направленных на максимальную реализацию разведывательно-поисковых возможностей оперативных подразделений в данных условиях.

В заключительной части изложены предложения по внесению изменений и дополнений в действующее российское законодательство, направленных на повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных органов по решению задач режима военного положения.

Сохранить в закладках
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПРИНЦИП ПРЕЗУМПЦИИ НЕВИНОВНОСТИ (ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА АНДРЕЕВИЧА ЛУКАШОВА) (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Вагин Олег Александрович

Введение. Анализируется проявление принципа презумпции невиновности в оперативно-розыскной деятельности с учетом ее вспомогательного характера применительно к задачам уголовного судопроизводства. При этом данный конституционный принцип рассматривается применительно к оперативно-розыскной деятельности, учитывая общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, так и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в силу чего выдвигается гипотеза об общности и рассматриваемого фундаментального принципа уголовного судопроизводства.

Методология. Проведен анализ положений указанного Федерального закона и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в соотношении с нормативными требованиями Конституции Российской Федерации, задействованы правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, затрагивающие вопросы оперативно-розыскной деятельности и презумпции невиновности.

Цель исследования заключается в развитии идей профессора В. А. Лукашова относительно действия конституционного принципа презумпции невиновности в оперативно-розыскной деятельности.

Автор приходит к выводу, что по смыслу взаимосвязанных положений указанных Кодекса и Федерального закона оперативно-розыскная деятельность не вступает в противоречие с презумпцией невиновности, а дополняет, усиливает гарантии данного конституционного принципа в уголовном судопроизводстве средствами этой деятельности.

Сохранить в закладках
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕЖИМА ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ (2024)
Выпуск: №1 (2024)
Авторы: Маслов Алексей Александрович

Определены цели, содержательные признаки и само понятие оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения, приведен примерный перечень частных задач, решаемых оперативными подразделениями уполномоченных государственных органов в рамках данной деятельности. Автор указывает на проблему неизученности оперативно-розыскного обеспечения правового режима военного положения. Данное обстоятельство осложняется еще и тем, что территории субъектов Российской Федерации, на которых введено военное положение, относятся к так называемым новым территориям, недавно вошедшим в состав Российской Федерации и не в полном объеме (часть данных территорий продолжает находиться под оккупацией). Оперативно-розыскное обеспечение военного положения определяется как комплекс проводимых при усилении режима секретности в особом порядке оперативно-розыскных мероприятий и действий оперативными подразделениями компетентных органов из числа сил, обеспечивающих военное положение на территории, на которой оно введено, в течение срока его действия в отношении определенных объектов в целях создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации и защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Сохранить в закладках