Архив статей журнала

"ПОХОД ПРОТИВ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ" НА СТРАНИЦАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ ГАЗЕТЫ КАЗАНСКОГО ПЕДИНСТИТУТА (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Галимзянова Алина Тагировна

В статье представлены материалы периодического издания Казанского педагогического института «За педагогические кадры» относящиеся к началу периода Большого террора. В них раскрываются поведенческие практики в среде педагогической интеллигенции и культура взаимодействия между студентами и преподавателями вуза, установившиеся во время массовых репрессий 1930-х гг. Организованная в 1936 г. институтская газета призвана была отражать значимые события из жизни татарского студенчества, но в условиях политико-идеологических кампаний она очень быстро превратилась в один из основных средств продвижения партийной линии по повышению коммунистической бдительности с целью выявления «чуждых элементов». Возглавлявшие редакционный совет представители студенческого партактива стали инициаторами травли научно-педагогического состава. Указание педколлектива на неприемлемость критики со стороны учащихся позволило обвинить первых в зажиме самокритики и приверженности стилю работы «контрреволюционных троцкистов и буржуазных националистов, подвязавшихся в институте на протяжении ряда лет» (речь шла об арестованных ранее преподавателях Казанского пединститута Н. Н. Эльвове, С. С. Атнагулове и др.). Серия заметок с критикой преподавателей на страницах студенческой периодики в конечном счете повлекла за собой сначала арест директора института, затем секретаря парткома. В этих обстоятельствах их коллегам грозила опасность быть обвиненными в связях с «врагами народа». Страх оказаться в застенках НКВД стал главной причиной выхода покаянных публикаций в вузовской газете, авторами которых являлись обвиняемые студентами педагоги. Представленные документы могут быть интересны специалистам, занимающимся изучением вопроса развития советского высшего образования в условиях сталинизма, истории повседневности 1930-х гг., роли периодической печати в репрессивной политике коммунистической власти.

Сохранить в закладках
ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ВЛКСМ В 1985-1990 ГГ. (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН) (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Камаева Елена Викторовна

С момента образования Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ) занимался разнообразной деятельностью, в том числе финансовой. В начале 1960-х гг. переход на самофинансирование привел к необходимости поиска дополнительных источников дохода, среди которых все большее значение приобретали привлеченные средства. Они формировались за счет денег, которые зарабатывали региональные комсомольские организации, в том числе через заключение договоров с государственными учреждениями и предприятиями на оказание оплачиваемых услуг. Таким образом, к 1985 г. ВЛКСМ приобрел большой опыт участия в долевом строительстве и хоздоговорных работах, составления бюджетных планов и заданий, расчетов прибыли и распределения полученных средств. Однако с началом кооперативного движения периода «перестройки» комсомольские организации не стали с первых дней его активным участником. Об этом свидетельствует большой комплекс финансовых документов ЦК ВЛКСМ и Татарского обкома комсомола, представленных балансовыми и бухгалтерскими ведомостями и финансовыми отчетами. Анализ постановлений и решений секретариатов, бюро, пленумов, конференций, где часто в исследуемый период обсуждались финансовые вопросы, свидетельствует, что камнем преткновения стало отсутствие нормативно-правовой и законодательной базы комсомольской предпринимательской деятельности. В связи с чем, условия договоров часто не выполнялись, и дебетовая задолженность комсомольских организаций увеличивалась. В итоге основным источником пополнения комсомольского бюджета в 1985-1990 гг. по-прежнему оставались членские взносы и привлеченные средства. Тем не менее, к концу 1990 г. в республике действовало более 90 хозрасчетных молодежных предприятий, подведомственных городским и сельским комитетам комсомола.

Сохранить в закладках
ВСЕСОЮЗНОЕ ДВИЖЕНИЕ "КОМСОМОЛ - СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ" И УЧАСТИЕ В НЕМ МОЛОДЕЖИ ТАТАРИИ (1969-1975 ГГ.) (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Садыкова Римма Барыевна

Трудовое воспитание детей и молодежи в СССР включало разнообразные формы и методы работы. Широкий размах приобрело Всесоюзное движение «Комсомол - сельской школе», инициированное ЦК ВЛКСМ и посвященное 100-летию со дня рождения В. И. Ленина. Комплекс мероприятий в рамках двухлетки был направлен на то, чтобы создать материальную базу для перехода сельских школ на всеобщее среднее образование. Достижение положительных результатов способствовало развитию движения в последующие годы. В публикации на основе архивных документов рассматривается процесс его проведения в районах Татарии в 1969-1975 гг.

Сохранить в закладках