Архив статей журнала
В статье на примере Коми АССР реконструируется начальный период развития в Советском Союзе телевидения - отрасли, создание которой в конце 50-х-начале 60-х гг. ХХ в. неразрывно связано с деятельностью региональных городских студий. Строительство телецентров осуществлялось в наиболее развитых и населенных городах регионов: в Коми республике - это шахтерская Воркута, город нефтяников и газовиков Ухта и столица Сыктывкар. Воркутинская, Ухтинская и Сыктывкарская студии телевидения, работая автономно, готовили программы, охватывавшие все стороны общественно-политической, социально-экономической и духовной жизни. Телевидение становилось не только действенным инструментом пропаганды и эффективным средством информирования, но и важнейшим элементом досуга, образа жизни.
В представленной статье на материалах региональных статистических сборников и ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений прослежен процесс развития вечерней формы обучения в данной системе на территории европейского севера России. Хронологические рамки исследования обоснованы проводимой в данный период в СССР реформой образования, одним из значимых аспектов которой являлось развитие рассматриваемой формы обучения. Удалось выявить, что к концу 1960-х гг. в системе среднего специального образования на европейском севере РСФСР заметно расширился список техникумов и училищ, в которых функционировали вечерние отделения, и значительно возросло количество учащихся на данных отделениях. Благодаря развитию вечерней формы обучения техникумам и училищам удалось существенно увеличить подготовку специалистов среднего звена.
В представленной статье на материалах ежегодных отчетов средних специальных учебных заведений определены специализации, по которым проводилась подготовка специалистов в техникумах и училищах, действовавших на территории Коми АССР в границах современной Арктической зоны Российской Федерации. Хронологически представленное исследование охватывает 1950-1960-е гг. Кроме того, в работе приводится подробная характеристика преподавательского состава «Арктических» средних специальных учебных заведений в указанное время, в частности - численность, образовательный уровень и стаж работы преподавателей. Сделан вывод о подготовке в изучаемых учебных заведениях специалистов по обширному спектру специальностей, перечень которых значительно увеличился за очерченный период. Данный процесс был бы невозможен без солидного коллектива высококвалифицированных преподавателей.