Архив статей журнала
В статье предложен и реализован подход к определению вековой динамики роста населения Древнерусского государства с конца IX в. и до начала XIII в. Основой для построения динамики являются отдельные оценки численности населения, полученные в прежние годы рядом отечественных и зарубежных исследователей. Анализ этих оценок и принятых для их получения предположений позволил скорректировать имеющиеся результаты и получить недостающие данные для периодов времени, для которых такие оценки отсутствовали. В частности, впервые предпринята попытка определения численности населения в конце IX-начале X в. Полученные результаты показывают, что с первого века своего существования и до периода, предшествующего монгольскому нашествию, население Древнерусского государства увеличилось (с учетом прироста территории) в 3,1-3,8 раза. Средний темп прироста по векам составлял: в XII в. - около 50 %, в XI в. - около 30 и в X в. - около 70 %. В X в. основной прирост населения был обусловлен присоединением новых территорий. Непосредственно демографический прирост населения на сопоставимых территориях в этот период составлял 10-15 %.
В статье приведены статистические (историко-географические) сведения о типичном северном торговом городе Сольвычегодске, основанном на месте старых соляных промыслов. Сведения относятся к жизни города в XIX в. Автор рассматривает следующие количественные параметры: население, промыслы, строения и т. д. Статистические данные приведены на основе использования Географических Лексиконов и Словарей: Полунина, Максимовича, Щекатова, Семенова и статистических описаний Российских городов.
Предмет рассмотрения - эвакуированное население в Ханты-Мансийском округе. Представлена краткая характеристика округа и его особенностей. В центре внимания - малоизученные аспекты темы, касающиеся установления численности эвакуированных, маршрутов их прибытия и размещения в округе. Впервые в региональной историографии на основе новых архивных документов установлены численность эвакуированного населения и маршрутов, их доли в составе наличного населения Югры. Сформулирован вывод, что эвакуированное население в годы войны не стало решающим фактором роста численности населения в округе, как это имело место в Сибири в целом.