Архив статей журнала
Научная работа в Академии ФСИН России всегда занимала и занимает одно из ведущих мест в развитии вуза. Это обусловлено научной квалификацией профессорско- преподавательского состава образовательной организации, готовящей будущих специалистов для ФСИН России. В настоящее время в учебном процессе и научной работе академии принимают участие 50 докторов наук, 206 кандидатов наук, 31 профессор и 150 доцентов. Благодаря такому потенциалу ученых вузу удается демонстрировать высокие показатели и добиваться новых результатов, обеспечивать высокий уровень теоретической и практической значимости проводимых исследований, их востребованность на практике, необходимое количество и качество научных разработок.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА, СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ СТРАТЕГИИ, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СОТРУДНИКИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Статья посвящена одной из актуальных проблем пенитенциарной психологии - исследованию характеристики системы ценностей и жизненных ориентиров ВИЧ-инфицированных осужденных. В настоящее время есть все основания говорить о том, что ВИЧ-инфекция сопровождается стигматизацией, которая представляет собой сложный процесс социально-психологического взаимодействия, ведущий к отвержению лиц с определенными нежелательными признаками. В связи с этим работа с данной категорией лиц обладает определенной спецификой и требует принятия дополнительных организационных и иных мер, способствующих преодолению их личностных деформаций, формированию правопослушного поведения и социальной адаптации в условиях лишения свободы. Цель исследования - изучение особенностей ценностно-смысловой сферы ВИЧ-инфицированных осужденных, отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Актуальность исследования обусловлена поиском психологических предикторов исправления наркозависимых несовершеннолетних осужденных к лишению свободы условно, которые могут быть использованы сотрудниками уголовно-исполнительной системы в рамках исполнительной пробации. С помощью факторного анализа выявлены следующие психологические предикторы исправления наркозависимых несовершеннолетних осужденных с противоправным поведением: автобиографический фактор; доминантно-поведенческий фактор; фактор правового нигилизма; фактор адаптации; фактор контроля наполненности жизни.
Проблема предупреждения делинквентного поведения осужденных, создания условий для их психолого-педагогической поддержки, коррекции и снижения рецидивности является одной из приоритетных задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой. Статья посвящена исследованию психолого-педагогических условий, необходимых для профилактики делинквентности осужденных. Такими условиями могут стать организация целенаправленного воздействия на уровень агрессивности, нейротизма осужденных, работа по саморегуляции их поведения, повышение уровня сотрудничества между осужденными и сотрудниками уголовно-исполнительной системы.
В статье рассматриваются вопросы становления, развития и деятельности научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», функционирующей на факультете психологии и пробации Академии ФСИН России. Отмечается, что в рамках научной школы действуют самостоятельные научные школы (направления). Раскрываются векторы деятельности их руководителей и ведущих ученых, обозначается роль в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на преемственности поколений ученых, работе научных лабораторий и кружков, описании научно-представительских мероприятий, проводимых для ее популяризации.
В статье рассматриваются вопросы становления, развития и деятельности научной школы «Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», функционирующей на факультете психологии и пробации Академии ФСИН России. Отмечается, что в рамках научной школы действуют самостоятельные научные школы (направления). Раскрываются векторы деятельности их руководителей и ведущих ученых, обозначается роль в подготовке кадров для уголовно-исполнительной системы, акцентируется внимание на преемственности поколений ученых, работе научных лабораторий и кружков, описании научно-представительских мероприятий, проводимых для ее популяризации.
В статье раскрывается актуальность исследования социально-политической психологии, рассматривается сущность социально-психологического подхода к ее пониманию. Анализируются проблемы определения понятия, предмета, структуры социально-политической психологии.
В статье изложены основные научные подходы к исправлению осужденных в трудах отечественных и зарубежных ученых. Представлены результаты решения двух исследовательских задач. В соответствии с первой из них приведен анализ различных толкований понятия «исправление» применительно к осужденному за совершенное преступление, существующих в рамках философского, юридического, педагогического и медицинского подходов. Подходы к исправлению осужденных рассмотрены в развитии взглядов представителей этих наук, показаны их отличительные особенности в толковании факторов, причин и условий, влияющих на формирование и развитие качеств и свойств личности осужденного, которые препятствуют совершению ими новых преступлений. В ходе решения второй задачи дана характеристика психологического подхода к исправлению осужденного. В связи с этим проанализированы возможности использования методов психоанализа, бихевиористского и гуманистического подходов, трансактного анализа и гештальт-терапии в психологической работе по исправлению осужденных.