Архив статей журнала

ТИПОЛОГИЯ ЗОН ТЯГОТЕНИЯ ПРИГОРОДНЫХ СТАНЦИЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО УЗЛА (2024)
Выпуск: Т. 20 № 3 (2024)
Авторы: Самбурова Светлана Алексеевна

Пригородные перевозки - наиболее массовый вид сообщения на железнодорожном транспорте, однако ввиду недостатка валидных статистических данных их изучение находится вне мейнстрима отечественной общественной географии. Зоны тяготения (хинтерланды) транспортных узлов в современных исследованиях обладают сравнительно простой конфигурацией (буферные ареалы, совокупность муниципальных образований и другие). В этой статье раскрывается методика делимитации зон тяготения пригородных железнодорожных станций, позволяющая отразить их внутреннюю неоднородность и несимметричную форму границ. Важнейшую роль в ней играют полевые наблюдения, благодаря которым становится возможным анализ территории, обслуживаемой станцией, на предмет барьерности среды и существующей системы перемещений пассажиров. Научная новизна исследования заключается в том, что автором была впервые проведена делимитация зон тяготения 352 пригородных станций Санкт-Петербургского железнодорожного узла, суммарная площадь которых составляет около 7,2 % от совокупной территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Кроме того, в зависимости от преимущественного способа перемещения пассажиров от места жительства или работы до станции, выделено несколько типов хинтерландов: пешеходный (самый массовый, характеризуется наименьшими средними площадями), пешеходно-автобусный (им обладают крупные зонные и конечные станции, которые находятся преимущественно в административных центрах муниципальных образований; наибольший по средней площади), автобусно-пешеходный (характерен для окраин городских населённых пунктов области) и размытый (принадлежит станциям, расположенным в наиболее урбанизированной части ядра агломерации).

Сохранить в закладках
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ЭКСТРАКТИВИЗМА (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ "УСТЬ-ЛУГА" И МЕСТНОГО СООБЩЕСТВА) (2024)
Выпуск: Т. 20 № 3 (2024)
Авторы: Бочарникова Александра Владимировна

В концепции экстрактивизма описываются социальные процессы, когда наименее защищённые социальные группы общества протестуют против деятельности компаний в процессе добычи ресурсов. Во многих странах сырьевая экономика является преобладающей, и на территории, где происходит добыча ресурсов, противопоставляются доминирующее общество и коренное население. В Кингисеппском районе Ленинградской области коренным населением являются народы финно-угорской языковой группы (водь и ижора), основным занятием которых в прошлом было рыболовство. Целью исследования является рассмотрение конфликта жителей Усть-Лужского сельского поселения c портом Усть-Луга с точки зрения концепции экстрактивизма. Начиная с XIX в., традиционное хозяйство претерпело значительные изменения, но вплоть до строительства порта в Усть-Луге в 1990-е гг. местное население продолжало работать на консервном заводе. После строительства угольного и нефтеналивного терминалов консервный завод был закрыт, а на терминалах стали работать мигранты из других регионов. В статье представлены рекомендации по проведению компанией «Усть-Луга» специальной политики, включающей улучшение инфраструктуры посёлков, финансирование туристской деятельности, в т. ч. связанной с музеями водской и ижорской культуры, проведение мероприятий по сохранению исторического и природного наследия территории.

Сохранить в закладках
"ЛОВУШКА ГЕОГРАФИИ": НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К БАЛТИЙСКОМУ РЕГИОНУ КАК ОБЪЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ (2024)
Выпуск: Т. 20 № 4 (2024)
Авторы: МЕЖЕВИЧ НИКОЛАЙ МАРАТОВИЧ

География Балтийского региона - достаточно сложный объект исследования. С одной стороны, территория региона и акватория более чем исследованы. С другой стороны, именно здесь динамика экономических и политических процессов настолько велика, что расхождение между физическими условиями и динамикой экономического / политического наполнения пространства очевидно. Говоря о географии Балтийского региона, мы фактически суммируем всё: от геологии до идеологии (как отмечал классик отечественной экономической географии Н. Н. Баранский). Это является методически верным, однако разные «географии» (физическая, экономическая, политическая и историческая) обладают различной динамикой изменения, которые и делают необходимость комплексного подхода очевидной. Балтийский регион переживает трудности новой идентификации именно как политическое пространство, но его физико-географическое изначалие неизменно. При формальной неизменности политических границ реальное содержание развития за их пределами меняется. Перед нами разворачивается начало пересмотра границ, но этот процесс пока сопровождается их формальным укреплением. С нашей точки зрения, цикличность политического развития Балтийского региона очевидна. Нет оснований предполагать то, что текущий период деструкции единого пространства необратим.

Сохранить в закладках