Архив статей журнала
Выставочная индустрия является относительно новой и динамично развивающимся видом экономической деятельности. Она оказывает большое влияние на развитие торгово-экономических отношений, способствует продвижению товаров, услуг, технологий, формирует имидж региона и в целом помогает развитию отдельных отраслей экономики, регионов и страны. Главную задачу автор видит в выявлении географических аспектов выставочной деятельности в Северо-Западном федеральном округе как одном из наиболее уязвимых в условиях современной санкционной политики. В статье сформулированы результаты исследования, которые основаны на созданной автором базе данных по 195 выставкам, проводимым на территории Северо-Западного федерального округа и содержащей сопоставимую информацию о каждой выставке (место проведения, количество отечественных и иностранных экспонентов, посетителей, специализация, торговая политика и др.). Её анализ позволил определить позиции региона в отраслевой выставочной деятельности страны; отраслевую структуру на основе сравнительно-географической характеристики выставок в сфере услуг, промышленных выставок, выставок агропромышленного комплекса (отмечена лидерская позиция промышленных выставок, с точки зрения способности влиять на экономику региона), выявлены географические особенности отраслевой выставочной деятельности в регионе на основе ранжирования субъектов Российской Федерации по исследуемым показателям. Расчёт коэффициентов специализации, локализации и душевого производства в отраслевой выставочной деятельности округа сделал возможность разработку классификации субъектов Российской Федерации по уровню активности выставочной деятельности.
Эффективное взаимодействие стейкхолдеров является необходимым условием успешного развития туристских дестинаций и регионов. Данное исследование направлено на выявление проблем, особенностей и перспектив взаимодействия стейкхолдеров одной из успешных российских туристских дестинаций - г. Казань в ключе её развития как конкурентоспособного туристского направления. Исследование базируется на результатах серии полуструктурированных интервью с представителями разных групп стейкхолдеров дестинации. Проведённый анализ показал, что пандемия COVID-19 актуализировала роль стейкхолдера «Государство» в координации бизнес-игроков туристской отрасли Казани, при этом сеть стейкхолдеров дестинации стала меняться в сторону модели, характеризующейся множественными связями игроков. Характер взаимодействия стейкхолдеров определяется особенностями используемых компаниями бизнес-моделей и сложившимися паттернами взаимодействия как между группами стейкхолдеров, так и между отдельными игроками. Однако пока не все бизнес-стейкхолдеры осознают и разделяют потребность в создании единого бизнес-поля и согласования интересов для успешного развития туристской дестинации. Исследование позволило определить направления развития системы взаимосвязей стейкхолдеров анализируемой туристской дестинации, связанные с трансформацией существующих взаимосвязей между ключевыми стейкхолдерами, вовлечением новых групп стейкхолдеров, а также выстраиванием механизмов их координации.
Статья выполнена международной группой на основе междисциплинарного подхода. В ней использована китайская статистика. До сих наблюдается дефицит, связанный с выявлением эффектов для регионов КНР и России от проекта «Один пояс - один путь». Поэтому углублённый разбор эффектов для провинции Ганьсу восполнит возникающий дефицит. Производство является традиционной отраслью для Ганьсу, но из-за ограничений научно-технического уровня и технологий модернизации развитие промышленности шло относительно медленными темпами, было мало ориентированно на экспорт. С 2012 г. промышленность региона демонстрирует позитивные результаты в модернизации традиционных отраслей, ускорении новых отраслей, расширении инновационного потенциала, переориентации на «зелёный переход». Традиционные отрасли пока остаются базовыми для развивающихся высоко дифференцированных внешнеэкономических связей, в т. ч. экспорта провинции Ганьсу, при этом создаётся задел для развития связей. В последние годы возрастает экспорт из Ганьсу в регионы стран, по которым проходят маршруты инициативы «Один пояс, один путь», в т. ч. в регионы Российской Федерации. Но экономическое сотрудничество России и КНР нуждается в дальнейшем углублении на региональном уровне, в т. ч. за счёт таких регионов, как Ганьсу, не имеющих непосредственной границы с Россией, но радикально улучивших своё геоэкономическое положение. Это сотрудничество внесёт значимый вклад в трансформацию экспортно-ориентированных отраслей экономики Ганьсу. Но при этом важно находить оптимальные направления, пути и способы осуществления такой трансформации.