Архив статей журнала

ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ У СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ГОРНОГО УНИВЕРСИТЕТА) (2024)
Выпуск: Т. 19 № 1 (2024)
Авторы: Ворончихин Никита Павлович, Богатырёв Нестор Евгеньевич, Нагайчук Андрей Федорович

В данной статье рассматривается специфика ценностно-мировоззренческого конфликта через определение основных подходов и доминант конфликта. Наибольшее влияние уделяется постмодернистским основаниям мировоззренческих установок и определения базовых ценностей, формирующих смысл жизни человека. Анализируется гипотеза о том, что современная молодежь тяготеет к постмодернистским установкам и через эту направленность теряет смыслообразующие элементы в ценностном аспекте, что приводит к внутреннему и внешнему выражению конфликтного способа взаимодействия на основе ценностно-мировоззренческих противоречий. Ценностно-мировоззренческий конфликт может выражаться в особенно опасных формах деструктивного поведения, включая массовые и экстремальные тенденции проявления. Для уточнения данной гипотезы проведено теоретико-прикладное исследование методами анализа и синтеза, индукции и дедукции, анализа документов, наблюдения, модерации и анкетного опроса. В результате гипотеза уточняется и частично опровергается, основанием служат устойчивые мнения респондентов, типичных представителей конкретной целевой группы. Авторы рукописи приходят к выводу о том, что основанием ценностно-мировоззренческого конфликта становятся преимущественно несвойственные ценностные ориентации для данного типа общества, либо обесценивание идей значимых традиционных ценностей, главное - отсутствие результатов поиска смысла жизни. Соответственно, основным направлением по предотвращению опасных форм ценностно-мировоззренческого конфликта, особенно среди молодежи, становится деятельность в сфере социальной политики государства по укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, предлагающих единое ценностное ядро с единой интерпретацией значимого для всех членов общества базового набора ценностных ориентиров, противодействующих деструктивным идеологиям. Главным для человека, особенно молодого, становится поиск и обретение смысла жизни не только в материальном, но и духовном аспектах своего выражения. Таким образом, требуется дальнейшая технологизация пространства социального взаимодействия на основе воспроизводства предупреждающих конфликтный потенциал социально-политических технологий, концептуальный уровень которых формируется в рамках значимых для общества конструктивных мировоззренческих установок, основанных на традиционных для российского общества ценностях.

Сохранить в закладках
МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕНТАБАЗИСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ (2024)
Выпуск: Т. 19 № 1 (2024)
Авторы: Бондарев Виктор Геннадьевич, Наумова Екатерина Игоревна

Статья раскрывает смысловую структуру курса «Основы российской государственности» и показывает его значение для формирования мировоззрения и представления о своей стране у современной молодежи. В центре рассмотрения находится пятиэлементная модель мировоззрения (человек-семья-общество-государство-страна) как концепция «я-идентичности» современного россиянина. Отмечено значение системного момента в виде пяти элементов в качестве отличительной особенности российского мировоззрения в сравнении с англо-саксонской моделью, где преобладает трехэлементная модель. Показано, что российская система ценностей опирается на пентабазис, при этом аксиологическое содержание взаимосвязи его элементов формируется на основе таких цивилизационных констант как созидание и развитие, любовь и доверие, согласие и сотрудничество, сила и ответственность, единство многообразия. Представлена авторская методика преподавания пентабазиса. Метод моделирования «коммуникативной ситуации» строится на основе «Сократической беседы», где преподаватель предлагает студенту пройти собственный путь от первичной «я-идентичности» (человек) к самоопределению себя в рамках страны через «я-идентичности» семьи, общества и государства. Основная задача заключается в том, чтобы студент с помощью беседы с учителем сам реконструировал пятиэлементную модель мировоззрения и актуализировал «я-идентичности» человека, семьи, общества, государства и страны в качестве собственных, а в ходе последующих обсуждений и рефлексии в качестве универсальных категорий. Изучение пятиэлементной модели мировоззрения представлено как интерактивное ментальное упражнением, которое, при правильной методологии преподавания, выполняет функцию системной организации мировоззрения и развития мышления у студента.

Сохранить в закладках