Архив статей журнала
Современные условия жизни, несомненно, влияют на идейную составляющую традиционного народного танца, его отдельные формы и взаимодействия между ними. Необходимость всецело понимать, что возврат к прошлому, к традициям и его культуре не означает его слепое копирование, механическое повторение, дословное использование. Прошлое переосмысливается, включается в современный контекст с учетом новых культурных параметров, в том числе его художественно-технологических инноваций.
Традиционная культура старого и нового времени уживаются рядом, оказывают влияния друг на друга, расширяя и развивая творческие рамки русского народного танца.
Процессы, связанные с научно-исследовательской и культурной деятельности в русском традиционном танце, является сильнейшим воспитательным феноменом и оказывает огромное эмоциональное воздействие на личность.
В этой связи в современных социокультурных условиях проблема сценической интерпретации народного танца является весьма актуальной, представляет большой интерес и требует дальнейшего серьезного изучения.
В статье дается краткая характеристика казачьего фольклора периода Великой Отечественной войны, бытующего на территории Волгоградской области. Рассматривается жанровая классификация казачьих песен о войне, переработка традиционных песен самодеятельными авторами и их адаптация к новым реалиям.
Представлена фольклоризация песен советских композиторов. Приводится анализ военной лирики, трагической песни и баллады. Дается представление о героических песнях, истоки которых демонстрируют, с одной стороны, преемственность традиции русских солдатских песен, с другой - новые формы песенного фольклора с опорой на профессиональное сочинительство.
Рассматриваются исполняемые в обряде проводов на службу «провожальные» песни, входящие в сферу современных казачьих песен о Великой Отечественной войне. Вариативность фронтовых песен демонстрирует влияние на них как местных традиций, так и личностного творческого фактора.
Дается характеристика музыкально-выразительных средств и исполнительских приемов в песенных образцах. Жанрово-стилевая атрибуция поэтических текстов, образные символы, поэтические приемы определяют историческую принадлежность фольклорных образцов.
Приводятся оригиналы текстов и образцы их переработки, дающие представления об отличительных чертах донской певческой фонации, которые выделяют её из других певческих культур русского народа. В современном социокультурном пространстве региона проходит внедрение казачьих песен военного Сталинграда в репертуар фольклорных ансамблей.