Архив статей журнала

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ: ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКИЙ АСПЕКТ (2025)
Выпуск: Т. 26 № 1 (2025)
Авторы: Соколов Александр Владимирович, ГРЕБЕНКО ЕГОР ДМИТРИЕВИЧ

В статье представлены результаты исследования гражданского общества в Ярославской области, проведенного в начале 2024 г.

В рамках исследования авторам удалось выявить основные закономерности восприятия и осуществления гражданской активности с точки зрения граждан, представителей некоммерческих организаций и сотрудников органов публичной власти Ярославской области.

Благодаря анализу собранных данных были выявлены ключевые тенденции осуществления гражданской активности в городской и сельской местности региона, в том числе с помощью сравнения статистики из исследований прошлых лет. Особое внимание уделяется анализу взаимодействия граждан с общественными организациями и оценке развития коммуникации между представителями некоммерческого сектора и органов власти.

В статье обозначена важность интернета в развитии гражданской активности, особенно посредством осуществления цифровой трансформации общественно-политических взаимодействий между властью и обществом.

Результаты исследования позволяют говорить о неоднозначности репрезентации гражданской активности в регионе, а также об отсутствии значимых изменений в последние годы.

Выявлено, что сельские НКО чаще взаимодействуют с муниципальными структурами, в то время как городские НКО ориентированы на более широкий спектр взаимодействий, включая региональные органы власти и университеты.

Зафиксировано, что сельские жители меньше доверяют НКО, чем городские. Кроме того, сельские НКО ощущают меньшую поддержку со стороны властей по сравнению с городскими, что указывает на неравномерное распределение ресурсов.

Указывается, что НКО, особенно сельские, демонстрируют больший оптимизм по сравнению с более сдержанными оценками органов власти. Тем не менее результаты могут быть полезны для органов власти, общественных организаций и других профильных учреждений, ведущих свою работу во взаимодействии с общественностью.

Статья содержит результаты опросов жителей Ярославской области и экспертных опросов представителей органов власти и некоммерческого сектора региона.

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН (2025)
Выпуск: Т. 26 № 1 (2025)
Авторы: САГДИЕВА ЭЛЬВИНА АЗАДОВНА

Внесение поправок в Конституцию РФ в 2020 г. дало старт реформе местного самоуправления. Основная цель этой реформы заключается в интеграции местного самоуправления в единую систему публичной власти России и сокращении числа муниципалитетов путем их объединения и преобразования в муниципальные и городские округа.

В статье рассмотрен проект Федерального закона № 40361-8 «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти» в свете категоричной реакции правительства Республики Татарстан на некоторые положения документа.

На основе экспертных интервью и анализа СМИ показано, что республиканская власть пытается донести до федерального центра позицию по возможности сохранения двухуровневой модели местного самоуправления в тех регионах, где она показывает свою эффективность и положительный результат (на примере Татарстана). В то же время республиканская власть согласна с необходимостью введения одноуровневой системы в тех субъектах Российской Федерации, где это оправдано.

Подчеркивается важность установления конкретного списка неотъемлемых и перераспределяемых полномочий, а также разработки системы критериев, которые будут обосновывать целесообразность их передачи между регионом и муниципалитетом. Обосновывается, что передача полномочий местного самоуправления государственным органам не повысит эффективность решения местных вопросов, поскольку не сократит расходы на их реализацию и количество управленческих кадров, а лишь изменит источник финансирования.

Аргументируется необходимость сохранения сельского депутатского корпуса и депутатских полномочий у избранного главы муниципалитета. Также поднимается вопрос о статусе сельских старост и органов территориального общественного самоуправления и необходимости повышения их положения от органов общественной самодеятельности до полноценных органов местного самоуправления.

Сохранить в закладках