Архив статей журнала

РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ОБРАЗА РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ В ЦИФРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА МАТЕРИАЛАХ АНАЛИЗА РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ ВКОНТАКТЕ) (2024)
Выпуск: Т. 25 № 4 (2024)
Авторы: СИЗОНЕНКО АНАСТАСИЯ ЮРЬЕВНА, РЯБЧЕНКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА, АГАБЕКЯН РОЗА КАРЕНОВНА

Статья посвящена анализу репрезентаций образа семьи в цифровом пространстве на примере сообществ социальной сети «ВКонтакте».

Авторы исследуют динамику изменений содержания семейных образов в период с 2021 по 2024 г., уделяя внимание тематическим направлениям, тональности публикаций и специфике представления семейных ценностей в различных группах.

Цель исследования - выявление особенностей цифрового дискурса, связанного с восприятием и трансформацией образа семьи в современных условиях.

В ходе работы были проанализированы тексты и медиаконтент сообществ, ориентированных на родительство, религиозные ценности и практические рекомендации для семей. Результаты исследования показали, что в 2021 г. акцент в обсуждениях делался на традиционные семейные ценности: любовь, уважение к матери, воспитание детей и совместное времяпрепровождение.

В 2022 г. наблюдается усиление тематики эмоционального взаимодействия, поддержки и адаптации к изменяющимся условиям жизни. В 2024 году контент сообществ становится более прагматичным, с акцентом на практические аспекты семейной жизни, такие как организация досуга, образование детей и экологичный подход к потреблению.

Эмоциональная окраска публикаций преимущественно нейтральная, что подчёркивает информационно-прикладной характер цифрового дискурса. Тем не менее в религиозно ориентированных сообществах выявлено активное обсуждение духовных ценностей, традиционных ролей супругов и их связи с религиозными установками.

Таким образом, цифровое пространство социальной сети «ВКонтакте» отражает как сохранение базовых семейных ценностей, так и их адаптацию к современным реалиям, а также важность онлайн-дискурса для понимания социальных и культурных трансформаций института семьи в XXI в.

Сохранить в закладках
МАТЕРИНСТВО И ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ (2024)
Выпуск: Т. 25 № 4 (2024)
Авторы: КОЗЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Статья отражает результаты одного из этапов проводимого исследования «Патриотические и семейные ценности как константы цивилизационного развития России». Рассматриваются репрезентация феноменов материнства и детства в современном российском публичном интернет-дискурсе.

Основные задачи изыскания - анализ современных социальных представлений о феноменах материнства и детства в аксиологической системе координат, экспликация связей материнства с другими ценностями, определение степени сопряжения социально-политических экспектаций в данной сфере с государственной политикой.

Авторы осуществили комплексный анализ основных теоретических направлений изучения материнства в отечественной и зарубежной науке, определили эвристические возможности сетевого анализа для выявления динамики социальных представлений россиян о ценности материнства в наиболее динамичном сегменте публичного дискурса - онлайн-сообществах.

Эмпирическая компонента исследования включала предварительный экспертный отбор ценностных дескрипторов, в наиболее рельефной форме отражающих семейные ценности, определение репрезентативных сообществ во «ВКонтакте» на основе данных дескрипторов, анализ контента пяти сообществ с последующим построением графов, что позволило выявить и визуализировать основные ценности и установки участников семейных онлайн-сообществ.

В результате выполненного исследования был сделан вывод о том, что феномен материнства описывается в российском публичном интернет-дискурсе как социальная ценность высшего порядка, роль матери превалирует над остальными. При этом материнство в большей степени для россиян самодостаточно и незначительно привязано к другим публичным сферам.

Сравнение онлайн-дискурса условно «светских» и «конфессиональных» сообществ позволило авторам отметить значительное ценностное смещение представлений о материнстве и семье в различных социальных группах.

Сохранить в закладках