Архив статей журнала

РОЛЬ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ШКОЛЬНИКОВ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Стульев Дмитрий Леонидович

В данной статье анализируется понятие «ценностно-смысловая сфера личности», рассматриваются факторы развития ценностно-смысловой сферы обучающихся в современной школе, в частности, роль такого личностного ресурса, как критическое мышление, у современных школьников в контексте формирования и развития их ценностно-смысловой сферы личности в современной школе. Анализируется влияние уровня развития критического мышления у обучающихся на их способность к формулированию и обоснованию собственных духовных ценностей и личностных смыслов, а также на способность к глубоким рассуждениям вокруг них. Приводится перечень свойств, присущих человеку, обладающему критическим мышлением, и их связь с его системой ценностных ориентаций и системой личностных смыслов, в контексте формирования и развития ценностно-смысловой сферы школьников в современной школе.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ НА ОСНОВЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТАКСОНОМИИ (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Сухорукова Людмила Николаевна, Гончаров Михаил Анатольевич

Актуальность статьи обусловлена важностью повышения возможностей содержания основного общего биологического образования в развитии мышления обучающихся в связи с существующей тенденцией к снижению уровня образовательных результатов в основной школе по естественнонаучным предметам (согласно данным национального исследования качества образования). Цель статьи -подойти к решению проблемы развития естественнонаучного мышления системно, через построение соответствующей методики (включающей целевой, содержательный, процессуальный и оценочно-результативный компоненты) и ее апробации в ходе опытно-экспериментальной работы. Целевой компонент методики - планируемые познавательно-логические учебные действия построены с учетом педагогической таксономии, направленной на последовательное усложнение познавательной деятельности. Содержательный компонент усилен на основе введения теоретических понятий принципа системности («система», «живая система и ее свойства»), рассмотрения живых систем в порядке их соподчинения (от клетки и организма - к популяции, виду, природному сообществу и экосистеме). Это продиктовано логикой научного познания (нельзя понять свойства сложной системы, не изучив ее элементы - более просто организованные системы). Обращение к принципу системности обусловлено необходимостью усиления интегративной и экологической направленности содержания, реализации его возможностей в формировании естественнонаучного мышления. Процессуальный компонент методики основан на применении задачной технологии, адекватной педагогической таксономии; овладении способами познавательно-логической и исследовательской деятельности, методологией научного исследования. В статье обосновано, что в качестве средств диагностики раз- вития естественнонаучного мышления могут служить уровневые характеристики, отражающие овладение планируемыми познавательными действиями и входящими в них логическими операциями.

Сохранить в закладках
СИСТЕМА РАБОТЫ ШКОЛЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ (2024)
Выпуск: № 3 (2024)
Авторы: Садовникова Жанна Витальевна

В статье раскрывается система профилактических функций школы, по сути, системно раскрыта ее миссия и возможности в профилактике деструктивного поведения школьников. Автор раскрывает содержание, приемы и условия эффективной реализации каждой из указанных функций, представляющей определенное направление профилактической деятельности школы. В качестве таковых направлений в статье рассмотрены диагностическая и мониторинговая деятельность педагогического коллектива, планирование и научно-методическое обеспечение проводимых профилактических мероприятий, сотрудничество с социальными партнерами школы, с семьей, противодействие влиянию на школьников деструктивных информационных «вбросов» из социальных сетей. Автор показывает передовой опыт руководимой им школы в данной области, раскрывает стратегии работы педагогического коллектива по предотвращению деструктивных отклонений в развитии школьников.

Сохранить в закладках
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ПОЗИЦИЯ И РОЛЬ УЧИТЕЛЯ (2024)
Выпуск: № 5 (2024)
Авторы: Сериков Владислав Владиславович, Садовникова Жанна Витальевна

В статье рассматриваются профессиональная позиция и подходы школьных учителей к профилактике деструктивного поведения подростков, понимание педагогами истоков данной проблемы, эффективные практики, предполагающие сотрудничество школы и родителей, и ошибки, допускаемые педагогами в данной сфере педагогической деятельности. В статье приводятся и анализируются рефлексивные высказывания педагогов, сделанные ими в процессе проведения фокус-группы. Авторы исследуют также отношение подростков группы риска к педагогам, причины возникновения у этих школьников конфликтных отношений с учителями. На основе исследования авторы делают вывод о «дефицитах» в содержании педагогического образования и в сфере педагогического просвещения родителей, устранение которых повысит эффективность сотрудничества школы и семьи в предупреждении деструктивного поведения подростков.

Сохранить в закладках
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ УЧЕБНЫХ ТЕОРИЙ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВВ СОДЕРЖАНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (2024)
Выпуск: № 6 (2024)
Авторы: Трошина Наталья Викторовна, Пузырева Елизавета Николаевна, Горбачев Василий Иванович

В классической теории и методике обучения математике исследуются категории математического пространства, учебной теории математического пространства, моделей математического пространства. Содержание общего математического образования представлено спектрами моделей числового, геометрического, евклидова, функционального, предикатного, стохастического пространств, неявно используемых в учебной математической деятельности. Модели задают целостную систему образов объектов математических пространств, в их содержании формируется имеющая наглядно-образный уровень абстрактно-алгоритмическая деятельность. Систематизация моделей каждого из математических пространств позволяет структурировать содержание учебной математической деятельности уровня общего математического образования. Модельные представления математических пространств создают основу для их абстрагирования в содержании соответствующих учебных теорий. На базе модельных образов объектов математического пространства возникает и разрешается задача дедуктивного представления его абстрактной формы, глубже и точнее исследуются его закономерности.

Сохранить в закладках