Архив статей журнала

ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ В УСЛОВИЯХ РОСТА ГЛОБАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ (2025)
Выпуск: Т. 11 № 1 (2025)
Авторы: Шкваря Людмила Васильевна

В статье проведен анализ трансформации внешнеторговой политики Республики Корея в условиях роста глобальной турбулентности и появления новых вызовов. Установлено, что на внешнюю торговлю Республики Корея оказывают растущее влияние, наряду с традиционными (экспортоориентированная экономика, высокая значимость чеболей и государственного регулирования внешнеэкономической сферы) и новые факторы, такие как рост напряженности в глобальной торговой системе вследствие торговых войн, особенно санкций, к которым присоединилась Республика Корея, растущий регионализм, рост протекционизма и сокращение значимости либеральных принципов международной торговли, соответствующих принципам ВТО, цифровизация, экологизация и социализация, включая инклюзивность, международной торговли. Выявлено, что в этих условиях внешнеторговая политика Республики Корея постепенно трансформируется для обеспечения, с одной стороны, поддержания внешней торговли, ее динамики и сбалансированности, а с другой стороны, для смягчения имеющихся глобальных вызовов, количество и негативное воздействие которых на национальную экономику Республики Корея и ее внешнеэкономическую сферу устойчиво растет. Все это требует от Республики Корея усовершенствовать модель развития внешней торговли для обеспечения долгосрочного устойчивого развития. Такая работа уже ведется. Автор приходит к выводу о том, что развитие системы преференциальной торговли, более широкое применение цифровых возможностей, улучшение таможенно-тарифного и законодательного регулирования внешней торговли имеет место. Однако важно более широко учитывать экологические и инклюзивные аспекты внешнеторгового регулирования как элемента внешнеторговой политики для обеспечения ее более значительной устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе.

Сохранить в закладках
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕАЭС (2024)
Выпуск: Т. 20 № 3 (2024)
Авторы: Побирченко Виктория Викторовна, Шутаева Елена Алексеевна

В статье, на основе анализа данных официальной статистики, представлена товарная и географическая структура внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выделены основные товарные группы, составляющие ядро взаимной торговли, и обоснована необходимость диверсификации товарной структуры экспорта и импорта. Показано, что в настоящий момент географическая структура внешней торговли государств-членов ЕАЭС имеет внешне-ориентированный характер, с акцентом на сотрудничество с дружественными странами-партнерами, такими как Китай, Египет, Таджикистан, Турция, Индия, Узбекистан, Бразилия и Монголия. Отмечен тренд на углубление взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС. Сделан вывод о том, что развитие внешней торговли государств-членов ЕАЭС направлено на создание более интегрированного, конкурентоспособного и диверсифицированного экономического пространства. Авторами обозначены приоритеты во внешней торговле товарами государств-членов ЕАЭС, которые включают как внутренние меры по гармонизации и улучшению инфраструктуры, так и внешние инициативы по расширению торговых связей и поддержке экспортеров. Показано, что для достижения этих целей необходимы скоординированные усилия на национальном и наднациональном уровнях, а также адаптация к глобальным экономическим изменениям и вызовам.

Сохранить в закладках
ВЕЛИКИЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ И ИНИЦИАТИВА «ОДИН ПОЯС И ОДИН ПУТЬ» КАК НОВАЯ МОДЕЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА (2024)
Выпуск: Т. 20 № 4 (2024)
Авторы: Забазнова Наталья Михайловна, ДЕМЕНТЬЕВА МАРИЯ СЕРГЕЕВНА, МУРАДОВА ИРИНА ЮРЬЕВНА

Китайская инициатива «Один пояс, один путь», развивающаяся на протяжении более чем десятилетия, получает дальнейшее развитие в новых проектах, оказывает растущее и неоднозначное влияние как на Китай, так и на другие страны мира и глобальную экономику в целом. Объектом исследования является инициатива «Один пояс, один путь», его роль в реализации национальной политики КНР и влияние на глобальные, региональные и страновые процессы. Предмет исследования - процессы и механизмы реализации инициативы «Один пояс, один путь», а также воздействие ее реализации на экономику КНР и мировое хозяйство. В статье обосновано что инициатива «Один пояс, один путь» последовательно решает две важнейшие задачи Китая: обеспечивает интересы страны в экономической сфере, т. е. рост товарооборота, инвестиций, получение на облегченной основе необходимых товаров (энергетических, продовольственных, сырьевых) в растущих объемах и поддержание мира и большей стабильности в отношениях с партнерами и на глобальном уровне. Авторами представлены как сильные стороны инициативы «Один пояс, один путь», такие как рост включения в мирохозяйственные процессы Китая и многих стран Евразии, вовлеченных в реализацию проектов инициативы, а также и ее недостатки - информационные, правовые, языковые, дифференциация выгод от проектов, а также издержки, например, экологические. Среди перспектив развития «Один пояс, один путь» выделяется Цифровой шелковый путь, который может дать толчок развитию инициативы в будущем. В целом «Один пояс, один путь» можно рассматривать как формируемую Китаем модель международного сотрудничества в постглобальном мире. Еще один вывод - это важность использования другими государствами, например, Российской Федерацией, механизмов реализации Китаем инициативы «Один пояс, один путь» как успешного опыта осуществления крупных международных планов, увязанных с долгосрочной стратегией национального развития страны-инициатора глобальных инициатив.

Сохранить в закладках