Архив статей журнала
Данное исследование посвящено развивающейся сфере экологической лексики и новым значениям, которые постепенно возникают или рождаются из комбинации уже существующих лексем. Все более распространенная среди журналистов, психологов и социологов практика прослушивания, записи и сбора нарративов, связанных с изменениями в окружающей среде, усилила тенденцию к созданию новых слов. Такие неологизмы, как eco-grief «эко-горе», eco-anxiety «эко-тревога», solastalgia «соластальгия», постепенно проникают в СМИ. Из-за своей сложной морфологической структуры термин solastalgia требует более глубокого анализа. Цель настоящего исследования – выявить особенности раннего использования термина solastalgia в научной сфере и проследить его последующее развитие и распространение в СМИ. Этот постепенный переход изучался с помощью комплексной методологии, основанной на сопоставительном корпусном анализе (временной период 2007–2023 гг.) и опирающейся на эколингвистический подход. Данные были получены из двух диахронических субкорпусов, специально созданных для целей данного исследования: корпуса Eco-PubMed, извлеченного из архива PubMed Central, и корпуса Eco-Guardian, взятого из международной онлайн-версии газеты Guardian. Учитывались как количественные, так и качественные аспекты, а также культурно-прагматические особенности данного неологизма. Результаты показали, что термин solastalgia используется в массовой коммуникации в ограниченной степени, поскольку он встретился в 31 статье в PubMed и только в 17 статях в Guardian. Таким образом, ожидания авторов относительно большей нейтральности термина solastalgia в научной сфере по сравнению с массовой коммуникацией не оправдались. Данное исследование обогащает знания о функционировании экологической терминологии и ее междисциплинарной связи с другими областями.
В условиях постоянно обостряющегося климатического кризиса глобальные дебаты вокруг ископаемого топлива становятся как никогда острыми. В пресс-релизе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) от 20.03 2023 г. говорится: «В 2018 г. МГЭИК сформулировала беспрецедентную по масштабу задачу, которую необходимо решить, чтобы удержать потепление на уровне 1,5°C. Пять лет спустя эта задача стала еще более серьезной из-за продолжающегося роста выбросов парниковых газов. Темпы и масштабы того, что было сделано до сих пор, а также текущие планы недостаточны для решения проблемы изменения климата». В свете данной дискуссии в статье анализируется дискурс нефтяного гиганта TotalEnergies. Материалом исследования послужил отчет компании за 2024 г. «Больше энергии, меньше выбросов: работа в области устойчивого развития и изменения климата». С позиций эколингвистики рассматривается одна из главных причин изменения климата и исследуется, в какой степени данный отчет может представлять собой пример «зеленого пиара». Цель исследования — выявить лингвистические стратегии, позволяющие компаниям, играющим существенную роль в процессе глобального потепления, позиционировать себя в качестве представителей рациональной экологии. С точки зрения критического и дискурсивно-исторического подходов рассматриваются как позитивные, так и деструктивные дискурсы, циркулирующие в правительственных, экологических, корпоративных и общественных контекстах. Полученные результаты подтверждают гипотезу о «зеленом пиаре». Таким образом, работа вносит вклад в развитие эколингвистических исследований, раскрывающих роль корпоративного дискурса в сохранении пагубного влияния компаний на окружающую среду.