Архив статей журнала
Данная статья посвящена социологическому осмыслению популяризации спортивно-оздоровительной деятельности как фактора формирования ценностных ориентаций и культуры здоровья молодежи. Теоретическая и методологическая база исследования включает концептуальные принципы институционального, деятельностного, аксиологического и социализационного подходов. С точки зрения институционального и деятельностного подходов, мы определяем физкультурно-оздоровительную деятельность молодежи как комплекс оздоровительных мероприятий, которые организуются и реализуются социальными институтами в области физической культуры и спорта, согласуясь с принципами государственной молодежной политики, действующей в целях формирования культуры здоровья, в рамках которой формируются ценностные ориентации, направленные на активизацию здорового образа жизни. Культура здоровья личности/группы соотносится с общей культурой общества, являясь ее важной составляющей, ориентированной на общекультурные ценности и социальные аспекты развития. Важным индикатором культуры здоровья является отношение молодежи к здоровью как ценности. Именно ценности являются основой культуры здоровья, демонстрирующей как объективные, так и субъективные результаты деятельности молодых людей в сфере здоровьесбережения. По мнению авторов статьи, важно продолжать развивать и поддерживать физкультурно-оздоровительную деятельность молодежи в процессе формирования культуры здоровья и ценностных ориентаций молодых людей.
Данная статья посвящена социологическому осмыслению молодежной лексики как сферы коммуникации, влияющей на изменение социокультурного дискурса повседневных социальных практик российской молодежи. Молодежь как объект исследования рассматривается в качестве особой социальной группы. Молодежная лексика как сфера социальной коммуникации представляет собой способ выражения социокультурной идентичности. Теоретическая и методологическая база исследования состоит из концептуальных положений социологической и социолингвистической теорий, а также теории социальных практик. В молодежном социокультурном дискурсе отражается текущее состояние социокультурного пространства общества, его ценностно-нормативных оснований. Концепция молодежного дискурса включает прагматическую составляющую и вовлекает в дискурсивный анализ многие социально и культурно обусловленные аспекты: установки и ценностные ориентации коммуникантов, их статусно-ролевые позиции, этническую принадлежность, перцептивно-интерактивную сторону молодежной коммуникации. Под повседневностью авторы понимают определенный процесс жизнедеятельности молодежи, разворачивающийся в новом социокультурном дискурсе, в котором сокрыты новые значения и смыслы повседневной культуры молодежи. В статье приведен анализ факторов, изменяющих социокультурный дискурс повседневных социальных практик российской молодежи: социокультурный, социально-антропологический, социально-политический, социально-экономический, коммуникативно-информационно-технологический.