Архив статей журнала
Измена и предательство во все времена расценивались моральным сознанием как злодеяние и получали отрицательную оценку, так как они были связаны с нарушением верности общему делу, узам солидарности, дружбы, товарищества, любви, верности, расценивались как переход на сторону врага. Великие мудрецы и праведники рассматривали предательство и доносы как страшное зло.
В статье исследуется семантика и структура стилистически маркированной лексики немецкого языка, обозначающей нечестное поведение человека, в частности донос, измену, предательство человека.
Многие слова анализируемой семантики носят эмоционально-экспрессивную окраску, которая создается посредством метонимического и метафорического переносов неодушевленных предметов или животных, птиц на человека. Высокую активность в этой связи обнаруживает метонимическая модель «атрибут одежды - наименование человека по этой одежде».
Четкая дифференциация немецких имен существительных по субъекту и/или объекту доноса обусловлена особенностями их словообразовательной структуры: композиты употребляются обычно для номинации осведомителей определенной организации, а непроизводные (корневые) слова характеризуются широким контекстом употребления.
В аксиологическом плане анализируемая лексика носит ярко выраженный пейоративный характер, что свидетельствует о негативном отношении немецкой языковой культуры к доносам, измене, предательству и к лицам, их совершившим.
Деривация оценочной лексики происходит по моделям и способам образования немецкого литературного языка. Субстантивные лексемы продуктивно образуются путем суффиксации и словосложения, а глаголы - префиксальным способом.
В качестве перспективы дальнейшего исследования предлагается рассмотрение данной проблематики в сопоставительном аспекте.
Статья посвящена становлению системы социального обеспечения БССР в первые послевоенные годы. Рассматриваются направления, по которым союзным и республиканским правительствами были приняты важнейшие решения, определившие содержание и развитие государственной поддержки наиболее незащищенных слоев населения. Особое внимание в статье уделено формированию структуры и кадровому обеспечению органов социального обеспечения. Отмечено, что к 1945 году они уже представляли собой устойчиво работающую и понятную населению структуру со штатным расписанием, отделами, организованными по основным видам деятельности, зонами ответственности, полномочиями и подчиненностью. Вместе с тем работа в этом направлении не была лишена недостатков. Ощущалась кадровая проблема. Нехватка специалистов, имевших хоть какой-то опыт работы, соответствующую квалификацию, порой просто достаточный уровень образованности, негативным образом сказывалась на качестве оказания социальной помощи, усложняя и без того непростую ситуацию, обусловленную послевоенной действительностью. Тем не менее в этом направлении велась последовательная и планомерная работа.