Архив статей журнала
В статье рассмотрены предпосылки развития и первый опыт сборного малоэтажного жилищного строительства в Москве в первой половине 1920-х гг. Целью данной статьи является раскрытие особенностей первого опыта сборного строительства в рассматриваемый период.
Развитие строительства связывается с необходимостью поиска путей реконструкции и дальнейшего развития Москвы, где приоритетным представлялось вынесение основных объемов нового строительства преимущественно малоэтажных типов на окраинные территории города. Представление о доминировании малоэтажного строительства стимулировало поиск новых строительных технологий и материалов, ускоряющих стройку и обеспечивающих необходимый уровень комфортного проживания. В статье описана, главным образом, деятельность общества «Стандартстрой», ориентированного как раз на решение этих задач. Деятельность этого общества раскрывается во взаимоотношениях с кооперативным товариществом «Квартирохозяин» — одним из крупных московских товариществ середины 1920-х гг.
Сделан вывод, что сложившаяся в середине 1920-х гг. система финансирования строительства благоприятствовала поискам новых планировочных и конструктивных решений, но не могла обеспечить их реализацию в значительных объемах. Тем не менее именно развитие кооперативного движения стимулировало работу над совершенствованием технологий, направленных на удешевление строительства. Развитие ведомственного строительства в период первой пятилетки способствовало резкому увеличению объемов быстровозводимого стандартного строительства из недефицитных материалов, что оказалось невозможным в сегменте маломощной жилищной кооперации.
В статье приводится опыт архивных изысканий и архитектурной графической реконструкции утраченного экспериментального жилого дома, выполненного Вячеславом Владимировым и Юлианом Герштейном. Дом был кратко описан в книге лидера конструктивистов Моисея Гинзбурга, но без чертежей и фотографий. Реконструкция первоначального замысла и построенного в результате дома описывается в настоящей статье в сравнении с домом Наркомата финансов РСФСР на Новинском бульваре, как самым известным памятником жилой архитектуры конструктивистов.
Многообразие типовых ячеек Строительного комитета РСФРС, разработанных группой Гинзбурга в конце 1920-х гг., не было полностью воплощено, оставшись уделом экспериментальных домов этой эпохи, потому любой неизвестный ранее пример разработки типологии многоуровневых компактных жилых ячеек ценен вдвойне. К опыту ячеек Стройкома обращались не только сотрудники и ученики Гинзбурга, но и зодчие из других городов страны, в 1930-е гг. и заграницей, в 1970-е гг. снова в СССР. Однако многое в опыте конструктивистов не осмыслено даже в их собственных произведениях. Настоящая статья призвана «нанести на карту» одно из таких «белых пятен».