Архив статей журнала
В этой статье перечислены основные идеи, связанные с интерпретацией фигур в длиннополых одеждах (так называемых «сапожков»), выгравированных на Ошкольской писанице и других близлежащих памятниках наскального искусства северной Хакасии. Рассмотрены аргументы С. В. Панковой в пользу их трактовки как манихейских или несторианских жрецов и таштыкского возраста этих изображений. Предпринята попытка найти для рассматриваемых фигур альтернативную интерпретацию и датировку. В качестве иконографически близкой аналогии предложена китайская картина XIII в. «Кочевники», на которой показаны женщины в бокках - головных уборах монгольской знати. Сделан вывод, что на китайском средневековом свитке «Кочевники» изображена свадебная процессия, а наскальные гравировки «сапожков» в Хакасии отражали матримониальные контакты вождей енисейских кыргызов с монгольской знатью.
В работе вновь затрагивается актуальность проведения работ по редокументированию на памятниках наскального искусства Горного Алтая. Несмотря на длительную историю изучения таких памятников, многие опубликованные материалы содержат неточности, в частности из-за методов копирования, которые не позволяли точно воспроизводить изображения. Приведены частные примеры неточного копирования изображений, относящихся к раннему средневековью, и полученные на основании этих копий не совсем верные интерпретации семантического и хронологического характера. Автором проведена редокументация некоторых уже известных памятников наскального искусства в Караколькой долине (Центральный Алтай), в ходе которой были уточнены некоторые изображения и зафиксированы новые на таких памятниках, как Талда и Дьаан-Кобы. Изображения, выполненные гравированными линиями, по сюжетно-стилистическим особенностям и приведенным реалиям отнесены к VI-VII и VII-VIII вв. н. э. соответственно.