Архив статей журнала
В работе рассмотрены актуальные вопросы загрязнения окружающей среды при строительстве берегоукрепительных гидротехнических сооружений. На основе результатов анализа плановых сроков, объёмов и видов работ, выполняемых при возведении двух бун, удерживающих поступающие на берег волны, рекреационной зоны и пандуса для маломобильных категорий населения произведены расчёты выбросов и концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде, которые осуществлялись с использованием программного обеспечения, основанного на утверждённых методиках. С учётом специфики природно-климатических условий Черноморского побережья Кавказа определены сроки начала подготовительного и основного периодов выполнения работ, снижающие экологические риски при строительстве гидротехнических сооружений. Определены основные производственные процессы, обусловливающие загрязнение воздушной, водной, земельной среды и образование отходов. По результатам проведённых исследований выяснилось, что наибольшие количества выбрасываемых токсичных веществ в подготовительный период строительства не связаны с их наибольшими концентрациями в воздушной среде в следствие их естественного перемещения в море преобладающими в июне-июле северными ветрами. Ввиду небольших объёмов и краткосрочности воздействия повышенные концентрации загрязнителей в воздушной среде в основной период строительства легко снижаются орошением перемещаемых строительных материалов имеющейся в избытке морской водой. В результате проделанной работы выяснилось, что отторжение береговой зоны шириной 35 м и длиной 170 м будет неизбежно и продиктовано размерами двух возводимых бун и формируемых морских волногасящих пляжей. При этом небольшое количество образующихся в результате производственной деятельности отходов не окажет значимого воздействия на окружающую среду ввиду их своевременной передачи специализированной организации для обращения.
Все чаще ускоренный научно-технический прогресс оказывает негативное влияние на экосистемы Земли, в особенности это касается регионов с особыми природными условиями. Следовательно, проблема глобальной деградации природной среды требует конкретных согласованных решений, позволяющих человечеству создавать индустрию своего спасения от результатов экологически неоправданной деятельности. Формирование адекватных научно обоснованных решений по защите окружающей среды проблемных регионов является конкретным вкладом в систему их эффективного управления устойчивым экологически безопасным развитием. Целью данной работы является разработка основополагающих положений новой парадигмы управления экологической безопасностью в России путем системной координации и унификации эколого-экономических норм природосбережения на сопредельных территориях. Кроме того, также сформулированы базовые принципы создания адекватной методологии, используемой в решении исследовательских задач по обеспечению устойчивого развития социоприродных территориальных образований в региональном и глобальном масштабах. В работе применены базовые математические уравнения: градиентной природы, экспоненциально-степенной природы и интегрально-релаксационные представления, учитывающие зависимость рассматриваемых характеристик. Таким образом, принятие новой парадигмы управления экологической безопасности дает проблемным регионам России возможность обеспечения их устойчивого социально-экономического развития путем сохранения социоприродного, эколого-экономического баланса в природно-технических геосистемах.
Строительство, реконструкция и эксплуатация автодорог связаны с оказанием воздействия на окружающую среду. При этом изменению подвергаются все составляющие ее элементы - воздух, вода и земли. Цель исследования заключалась в проведении процедуры оценки воздействия на окружающую среду, оказываемого реконструкцией и последующей эксплуатацией 12-километрового участка автодороги Кемерово - Анжеро-Судженск. Расчет интенсивности поступления и приземных концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде выполнен посредством программного обеспечения «Эра». Контроль величин полученных расчетом концентраций загрязняющих веществ в воздушной среде осуществлялся посредством натурных измерений одноканальным аспиратором «Бриз». Эквивалентные и максимальные уровни звукового давления измерялись с помощью универсального многофункционального устройства, включавшего в себя шумомер, люксметр, термометр и гигрометр. Путем сопоставления расчетного и экспериментального уровней загрязнения воздушной среды было определено, что сократить воздействие на нее возможно путем замены дизельной электростанции на подключение потребителей к линии электропередач, а также обработки перемещаемых грунтов измельченными или чешуйчатыми по структуре хлоридами. Полученные результаты основаны на количественном и качественном анализе интенсивности поступления и концентраций загрязнителей в воздушной, водной и земельной средах, формирующихся в период выполнения строительно-монтажных работ и эксплуатации реконструированного участка автодороги. Внедрение рекомендаций по профилактике выделения пыли позволило сократить загрязнение атмосферы в период ведения строительно-монтажных работ по реконструкции участка автодороги и связанные с ним природоохранные платежи. Результаты анализа особенностей использования водной среды и земельных ресурсов при реконструкции и эксплуатации участка автодороги говорят об отсутствии их сверхнормативного загрязнения. Порядок образования, а также временного накопления отходов производственной и хозяйственно-бытовой деятельности работников, предусматривающий их передачу специализированной организации для дальнейшего обращения, гарантирует их минимальное воздействие на окружающую среду в пределах рассматриваемого участка автодороги.
Данная работа выполнялась с целью проведения оценки воздействия строительства и эксплуатации многоэтажного жилого дома на окружающую среду, а также разработки и внедрения рекомендаций по сокращению вредного воздействия до требуемого уровня на примере жилой застройки г. Кемерово. Выводы работы базируются на количественном анализе выбросов всех видов загрязнителей воздушной, водной и земельной среды, а также их концентраций, формирующихся в окружающей среде в периоды строительства и эксплуатации объекта. В основу принятия предварительных решений по охране воздушной среды положены результаты расчетов выбросов загрязнителей, выполненных с использованием сертифицированного программного обеспечения. Для установления фактических величин концентраций токсичных веществ в воздушной среде использовались аспираторы «Бриз-1» и «ПА-300М-1». В ходе анализа загрязнения воздушной среды выяснилось, что превышение допустимого уровня воздействия происходит только в ходе земляных работ. Выполнение рекомендаций по снижению выделений пыли, заключавшихся в обработке поверхностей специальными составами, позволило сократить загрязнение атмосферы в период строительства на 31,2 %, доведя его до нормы. Результаты анализа характера использования водной и земельной среды позволили сделать вывод о том, что их избыточного загрязнения наблюдаться не будет. Порядок обращения со всеми видами отходов производства и потребления, образующимися в период строительства и эксплуатации жилого дома, рекомендующий их передачу специализированной организации для дальнейшего транспортирования, утилизации или захоронения, обеспечит требуемый уровень загрязнения окружающей среды в пределах отведенной территории.