Архив статей журнала
На сегодняшний день понятие «эмоциональный интеллект» изучено гораздо меньше, чем понятие «коэффициент умственного развития». А между тем эмоциональная компетентность способна помочь выстроить эффективное поведение в любой ситуации. В рамках анализа теоретических источников было обнаружено, что эмоциональная компетентность руководителя выступает одним из факторов влияния на качество исполнения определенных задач, а наличие трений с руководителем может привести к административным нарушениям. На основе различных теоретических разработок исследователей, в том числе модели Д. Гоулмана, Кодекса деловой этики для сотрудников компании ОАО «РЖД» и матрицы корпоративных компетенций ОАО «РЖД», была предложена модель эмоционального интеллекта (EIQ), которая применяется в структурных подразделениях данной организации. Целью проведенного автором исследования было выявление уровня эмоционального интеллекта руководителей ОАО «РЖД» и анализ того, насколько эмоциональный интеллект руководителя влияет на управление персоналом организации и на эффективность его деятельности. Были использованы следующие методы: анализ документов, экспертное интервью, опрос в форме анкетирования, психологическое тестирование, а также методы математической статистики и стратегические методы. В ходе исследования был выявлен ряд ограничений, связанных с эмоциональным интеллектом руководителей и влияющих на деятельность предприятия, а именно: средний уровень эмоционального интеллекта, низкая способность сдерживать импульсы, контролировать свои эмоции, проблемы в коммуникативном процессе, снижение эффективности работы и т. п. Это позволило автору выйти на основную проблему исследования - неэффективное применение EIQ руководителями в своей трудовой деятельности. По результатам исследования автором был предложен ряд проектных рекомендаций по совершенствованию эмоционального интеллекта руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД».
Современные реалии свидетельствуют о том, что не все гражданские служащие отвечают предъявляемым к ним требованиям, поэтому решение задач по повышению качества подготовки и переподготовки кадров для работы в государственных органах приобретает в настоящее время первостепенное значение. Решение данной задачи позволит повысить кадровый потенциал и, как следствие, эффективность работы органов управления. Реализация любого направления социальной деятельности связана с работой государственных органов, эффективность которой зависит от качественного подбора кадров, уровня их образования, способности принимать правильные решения. Одним из основополагающих принципов обеспечения эффективности является профессионализм; именно это понятие отражает удовлетворенность общества результатами какого-либо труда. В статье рассматривается профессионализм как комплексное и сложное явление, выступающее одним из основополагающих факторов повышения эффективности деятельности гражданских служащих. Исследованы квалификационные требования, предъявляемые к гражданским служащим, и основополагающие критерии, характеризующие содержательную сторону принципа профессионализма. Рассмотрены этапы формирования профессионализма, начиная с выбора профессии и заканчивая поступлением на гражданскую службу. Проанализирована совокупность профессиональных знаний, умений и навыков, выступающих показателем профессионализма гражданского служащего и подтверждающих его профессиональную пригодность. Выявлены основные формы мотивации, влияющие на процесс развития профессиональных качеств гражданских служащих от побуждения к деятельности до достижения конечного высокого результата.