ВЕСТНИК СИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ КУРСАНТА ВОЕННОГО УЧИЛИЩА ЧЕРЕЗ ПОДГОТОВКУ И УЧАСТИЕ В ОЛИМПИАДЕ ПО ИНФОРМАТИКЕ (2024)
Выпуск: № 4 (23) (2024)
Авторы: ГОЛУНОВА ЛИЛИЯ ВИКТОРОВНА, АЛЕКСАНДРОВА АЛИНА МИХАЙЛОВНА

В статье рассмотрены вопросы формирования индивидуальной образовательной траектории курсантов Новосибирского высшего военного командного училища через научно-исследовательскую деятельность путем подготовки и участия в международной олимпиаде по информатике курсантов образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации. Специфический характер образовательного процесса в военном вузе накладывает определенные ограничения на индивидуализацию обучения. В этих условиях олимпиады дают курсантам возможность самовыражения и самореализации, способствуют получению глубоких знаний в области информационных технологий. Процесс подготовки к олимпиаде включает в себя несколько этапов. Во-первых, был осуществлен отбор новых участников команды различными методами, включая собеседование и контрольные мероприятия. Во-вторых, определены цели подготовки команды с учетом анализа работы в предыдущем учебном году, организована систематическая подготовка участников команды по утвержденному тематическому плану и личным планам участников команды. Для нового набора команды были организованы регулярные занятия по направлениям олимпиады. Подготовка участников предыдущего года проводилась на основе их индивидуальных планов. В процессе обучения основным видом задач были комплексные задания опережающего типа, требующие самостоятельного выполнения в ограниченное время с последующим коллективным обсуждением. Для мониторинга использовались различные формы контроля: тестирование, запланированные комплексные контрольные работы и внеплановые проверочные работы, проектные задания. Для получения практического опыта курсанты принимали участие во внешних конкурсах, соревнованиях, олимпиадах. В-третьих, были проанализированы итоги выступления сборной команды училища на олимпиаде. Важным условием успешной подготовки является создание психологических условий и установление партнерских отношений между преподавателями и курсантами. Статья отражает авторский подход наряду с общепринятым.

Сохранить в закладках
СУЖЕНИЕ ПОЛЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В ВУЗЕ МАТЕРИАЛОВ ЗАПАДНЫХ УЧЕБНЫХ КУРСОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (2024)
Выпуск: № 3 (22) (2024)
Авторы: ЧЕРНОШТАН ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА

Автор полагает, что, несмотря на многочисленные заявления западных методистов о направленности разрабатываемых ими учебных курсов по иностранному языку на формирование навыков критического мышления, нередко последнее скрытым образом подавляется. В случае использования таких материалов в вузе студент приучается не творчески формировать и обосновывать собственную позицию, а лишь осуществлять несложный синтез подготовленных и аксиологически подобранных аргументов и средств связи в целостное высказывание по готовому шаблону. Подобное положение дел не в последнюю очередь связано с тем, что под влиянием принципов толерантности незаметно подменяется само содержание понятия «критическое мышление»: последнее трактуется не как свобода непредвзятого логического осмысления и критики взглядов и позиций, а лишь как умение адаптироваться к различным точкам зрения и сотрудничать с любым индивидуумом, избегая неудобных замечаний и мнений. Искажение на теоретическом уровне смысла концепта «критическое мышление» приводит к тому, что различные виды деятельности на занятии, такие как чтение, аудирование, говорение, которые по изначальной задумке должны быть направлены на формирование навыков логического рассуждения, влияют на данный процесс контрпродуктивным образом. В рамках многих тематик, популярных в западных учебниках, фактически посредством намеренного подбора лексических единиц и фактологических сведений освещается как единственно возможная только одна точка зрения, создается аксиологическое поле, ценности которого со временем должны быть усвоены и приняты без достаточного осмысления. Таким образом в отсутствие формальных ограничений на свободу слова и самовыражения путем скрытых манипуляций сознанием происходит подавление самостоятельного мышления и табуирование инакомыслия.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ КАЧЕСТВА ТЕСТОВЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (2025)
Выпуск: № 1 (24) (2025)
Авторы: ГОЛУНОВА ЛИЛИЯ ВИКТОРОВНА, ФУНК АННА ВЛАДИМИРОВНА, БАСЕВ ИГОРЬ НИКОЛАЕВИЧ

В статье рассмотрены вопросы качества контрольных материалов для проведения компьютерного тестирования, дающего возможность адекватно оценить знания обучающихся. Особое внимание уделяется проблемам, связанным с формулировкой тестовых вопросов, их сложностью и механизмами оценки качества тестов, что является предметом изучения квалиметрии. В статье прослеживается историческая динамика внедрения тестирования в России и за рубежом, начиная с начала XX века и до современности, включая влияние компьютеризации образования и развитие электронных образовательных систем, таких как LMS Moodle, которая содержит достаточный инструментарий для оценки тестовых заданий. В качестве материала для исследования были рассмотрены тестовые задания для промежуточной аттестации по дисциплине «Информатика», результаты выполнения заданий обучающимися по транспортным специальностям в ФГБОУ ВО СГУПС (кафедра «Общая информатика»). Авторами для оценки качества тестовых заданий были проанализированы три статистических показателя: индекс легкости, индекс дискриминации и коэффициент дискриминации. Индекс легкости позволил определить уровень сложности отдельного вопроса; индекс дискриминации - отделить более успешных испытуемых от менее успешных; коэффициент дискриминации показал связь между результатами выполнения задания отдельными тестируемыми и их оценками за тест в целом. На основании полученных статистических данных были сформулированы выводы о дальнейшем использовании определенных тестовых заданий. Использование статистических инструментов LMS Moodle дает возможность преподавателю достаточно легко отследить проблемные места в тестовых материалах и внести соответствующую корректировку. В итоге статья подчеркивает важность систематического подхода к оценке тестирования как средства контроля знаний обучающихся. Статья отражает авторский подход наряду с общепринятым.

Сохранить в закладках