Архив статей

МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ПОТЕНЦИАЛОМ ОРГАНИЗАЦИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Пятаева Ольга Алексеевна, Мастяев Филипп Алексеевич, Люблинская Наталья Николаевна, Бунькин Виктор Иванович, Андреев Антон Валерьевич

В статье решается научная проблема методического обеспечения оценки кадрового потенциала в организациях транспортной отрасли. Предметом исследования являются организации транспортной отрасли. Это имеет как теоретическое, так и практическое значение. Целью статьи является формулирование основных положений методики оценки уровня кадрового потенциала и концепции социально ответственного управления кадровым потенциалом организаций транспортной отрасли. Обозначенная цель декомпозирована на следующие задачи: представить краткий обзор научных источников, положения которых иллюстрируют проблему формирования и использования кадрового потенциала организаций транспортной отрасли; обозначить тренды, влияющие на процесс управления кадровым потенциалом; провести оценку уровня кадрового потенциала для выборки предприятий; представить основные положения концепции социально ответственного управления кадровым потенциалом организаций транспортной отрасли. В процессе написания статьи были использованы следующие методы: описательный (что позволило охарактеризовать методы управления персоналом), системно-структурный (использован в процессе структурирования методической базы), причинно-следственный (на его основе было проведено исследование взаимосвязей факторов и результатов управления кадровым потенциалом), сравнительный. На основании проведенного исследования в статье были определены теоретико-методические основы системы управления кадровым потенциалом предприятия, которые, в отличие от существующих, базируются на выделении его количественных и качественных характеристик. Расширен теоретический базис рассматриваемой предметной области через уточнение количественных и качественных характеристик кадрового потенциала, этапизации методики оценки кадрового потенциала предприятий транспортной отрасли (на примере фактологического материала) и концептуализации социально ответственного управления кадровым потенциалом предприятия. Научная новизна материалов статьи заключается в том, что были дополнены теоретические положения управления кадровым потенциалом, которые, в отличие от существующих, учитывают наличие синергетического эффекта взаимодействия кадровых потенциалов отдельных сотрудников и предполагают учет принципов социальной ответственности, что в условиях цифровизации отрасли приобретает все более существенное значение.

Сохранить в закладках
ПОВЫШЕНИЕ ПРОЗРАЧНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТАМИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Балынин Игорь Викторович

Объектом исследования является управление общественными финансами. Предметом исследования выступает управление государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации (Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Социальным фондом России, территориальными фондами обязательного медицинского страхования). Автор подробно рассматривает вопросы, связанные с предпосылками организации повышения прозрачности управления государственными внебюджетными фондами как неотъемлемым элементам бюджетной системы Российской Федерации. Особое внимание сосредоточено на обосновании роли государственных внебюджетных фондов в социально-экономическом развитии нашего государства. Также в научной статье представлены результаты анализа официальных данных, отражённых в нормативных правовых актах, что подтверждает достоверность полученных результатов. Особое внимание уделяется обоснованию рекомендаций по решению существующих проблем прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Методология исследования основана на комбинированном подходе применения общенаучного и экономического инструментария в части сбора и обработки данных путём статистического наблюдения, репрезентативной выборки, систематизации, группировки, анализа и синтеза. Для обеспечения наглядного представления полученных результатов применяется графический инструментарий. В целях характеристики изменения выбранных показателей в динамике автором применялся расчётный метод. В процессе исследования было выявлено, что государственные внебюджетные фонды в Российской Федерации играют важную роль в осуществлении финансового обеспечения решения социально-экономических задач. Также было обнаружено наличие огромного потенциала достижения высокого результата в решении существующих проблем обеспечения прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Научная новизна связана с авторским подходом к обоснованию рекомендаций по повышению уровня прозрачности управления государственными внебюджетными фондами в Российской Федерации. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования Правительством России, Минтрудом России, Минздравом России и государственными внебюджетными фондами (в том числе территориальными фондам обязательного медицинского страхования) в рамках обеспечения решения задач как по повышению уровня прозрачности управления ими, так и обеспечения клиентоцентричности

Сохранить в закладках
УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИЕЙ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ: ОПЫТ ШЭНЬЧЖЭНЯ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Попова Светлана Михайловна, Яник Андрей Александрович, Чжан Чжань

Предметом исследования является опыт города Шэньчжэня (К Н Р ) по созданию условий для привлечения талантов. Результаты мониторинга политики шэньчжэньских властей представляют интерес для теоретиков и практиков в области научно обоснованного управления миграцией высококвалифицированных ресурсов в целях стимулирования социально-экономического развития стран и отдельных регионов. Особое значение имеет тот факт, что миграционная политика города и К Н Р в целом, вписана в общую логику стратегии социально-экономического развития страны, а управление собственно миграционными процессами является одним из элементов комплексной системы государственного управления экономикой и общественным прогрессом, которая использует методы стратегического планирования и программный подход. Пример Шэньчжэня, где перемены происходят очень быстро, а правительство города оперативно корректирует свою политику на основе информации о темпах и качестве продвижения к поставленным стратегическим целям, позволяет исследователям в режиме реального времени прослеживать причинно-следственные связи между динамично изменяющейся политикой города и ее результатами. Источниками являются данные официальной социально-экономической и демографической статистики К Н Р, провинции Гуандун и Шэньчжэня, международная статистика, информация релевантных интернет-ресурсов, а также научных публикаций периода 2015–2025 годов. Для достижения задач исследования использовались общенаучные методы исследования, системный подход, сравнительные методы. О сновной вывод исследования заключается в том, что, благодаря наличию продуманных и взаимоувязанных стратегий управления, в Шэньчжэне возникла устойчивая система, элементы которой поддерживают друг друга: инновационная экономика, комфортная среда для науки, работы и жизни привлекают в город лучших специалистов, а приток талантливой молодёжи и профессионалов способствует росту экономики и благосостояния Шэньчжэня. Впервые в русскоязычной научной литературе в работе комплексно представлены актуальные экономико-демографические данные, демонстрирующие текущее состояние и динамику перемен в Шэньчжэне в контексте реализации задач по привлечению в город талантливой молодежи и высококвалифицированных кадров Продолжение исследований опыта К Н Р и Шэньчжэня в области управления мобильностью высококвалифицированных кадров представляет интерес для решения задач по созданию надёжных систем оценки эффективности миграционной политики

Сохранить в закладках
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КАРТЫ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ» В ЦЕЛЯХ ДОЛГОСРОЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Бобков Александр Леонидович

В статье рассматриваются предлагаемый автором подход к использованию «карты развития организации» для управления долгосрочным развитием на примере российских строительных организаций. В отличие от других инструментов, применяемых для управления долгосрочным развитием, «карта развития организации» позволяет учитывать закономерности трансформации производственной структуры коммерческих организаций в процессе их роста и развития. В «карте развития организации» предлагается выбор одной из трех базовых стратегий развития, – эволюционное развитие; переход на следующий уровень развития; создание новых направлений деятельности. Реализация выбранной базовой стратегии на основе заявленных стратегических целей определяет уровень организационной трансформации. О бъектом исследования являются строительные организации Российской Федерации. Выбор объектом исследования российских строительных организаций обусловлен как наличием построенной ранее модели развития производственной структуры для строительных организаций, так и информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности исследуемых организаций. Предметом исследования является управления долгосрочным развитием строительной организации с учетом закономерностей трансформации ее производственной структуры по мере роста и развития. При проведении исследований использовались методы статистического анализа и дискриминантный анализ. Расчеты проводились с использованием компьютерных программ IB M SP SS Statistics и Microsoft Excel. Научная новизна исследования заключается в обосновании возможности использования «карты развития организации». «Карта развития организации» разработана на основе ранее построенной модели развития производственной структуры и методики прогнозирования предела достижимого роста для управления долгосрочным развитием организаций. Результаты апробации предложенного подхода применительно к строительной организации А О «A B C» подтвердили возможность использования «карты развития организации» для управления ее долгосрочным развитием. Выбранная с использованием «карты развития организации» базовая стратегия развития строительной организации А О «A B C» позволила не только достичь целевых значений показателей на выбранный горизонт планирования, но показала высокую точность прогнозирования предела достижимого роста с помощью построенной дискриминантной функции, что обеспечило эффективное управление организационными изменениями в АО «ABC» в процессе ее развития

Сохранить в закладках
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ И РАЗВИТИЯ СТРАН БРИКС В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Антонян Антон Аршалуйсович

Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как исторические этапы формирования Б Р И К С и их влияние на структуру объединения, динамика номинального В В П стран-участниц и распределение экономических ресурсов, а также особенности демографической ситуации государств блока. Важное место уделяется анализу возможностей и рисков экономической интеграции, перспективам создания зоны свободной торговли и общей валюты для укрепления суверенитета. Применяется финансовое моделирование для долгосрочного прогноза совокупного и подушевого В В П до 2075 года с учётом цикличности кризисов и демографических изменений. Исследуются внутренние противоречия и факторы синергии между странами Б Р И К С, формирующие стратегический потенциал альянса, а также влияние ресурсной обеспеченности и актуальных макроэкономических трендов на устойчивость развития блока. В качестве методологии исследования использованы методы системного анализа, сравнительной статистики и финансового моделирования для оценки долгосрочной динамики В В П и демографических изменений в странах Б Р И К С на основе актуальных макроэкономических данных из Всемирного банка и исторических трендов. Новизна исследования заключается в разработке комплексной модели прогнозирования экономического роста и уровня благосостояния стран Б Р И К С до 2075 года с учётом макроэкономических, демографических и ресурсных факторов. В отличие от предыдущих работ, исследование акцентирует внимание не только на теоретических аспектах интеграции, но и на количественном моделировании влияния кризисных циклов, внутренних противоречий и потенциальной синергии между участниками блока. Представлены обоснованные сценарии создания зоны свободной торговли и наднациональной валютной системы как механизмов укрепления экономического суверенитета. Выводы исследования подтверждают, что при сохранении положительной динамики развития и усилении координации политик, страны Б Р И К С смогут достичь подушевого В В П, сопоставимого с уровнем развитых европейских государств средней величины. Кроме того, автор подчёркивает важность институционального доверия, управления рисками и стратегического партнёрства как условий успешной интеграции. Полученные результаты могут служить практической основой для выработки решений в области долгосрочной макроэкономической политики и международного сотрудничества

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ НАЛОГОВОГО МОНИТОРИНГА В РФ: ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Королева Людмила Павловна

В статье исследуются прикладные аспекты применения и развития налогового мониторинга в Р Ф. Цель исследования: на основе комплексного анализа институциональных преобразований и имеющихся статистических данных определить тенденции, проблемы и перспективы развития налогового мониторинга в Р Ф. Особое внимание уделено оценке его востребованности среди крупнейших налогоплательщиков по показателям динамики количества и структуры участников мониторинга в разрезе отраслей, применяемых способов информационного взаимодействия, с учетом особенностей организации деятельности и структуры собственности, а также количества мотивированных мнений и урегулированной ими суммы налогов и сборов. Исследовано возможное влияние цифровой трансформации налогового мониторинга на состояние систем внутреннего контроля и управления рисками в организациях, а также лучшие практики организации информационного взаимодействия и использования современных техноогий. Исследование проведено с применением общенаучных методов, методов экономического анализа (вертикальный и горизонтальный) и статистики (средние, удельные показатели). Информационную основу исследования составили Н К Р Ф и другие нормативно-правовые акты, отчетность Ф Н С Р оссии, крупных компаний – участников налогового мониторинга, результаты исследований зрелости систем внутреннего контроля и управления рисками, проведенных консалтинговыми компаниями. Сделаны выводы о невысокой доле крупнейших налогоплательщиков, перешедших на мониторинг, а также низкой его востребованности со стороны крупного частного бизнеса без государственного участия. О боснованы тенденции в развитии налогового мониторинга за 2015–2025 гг.: повышение его доступности; развития рискориентированного подхода за счет усиления как преимуществ для добросовестных налогоплательщиков, так и контрольного функционала мониторинга; цифровизация деятельности по налоговому мониторингу как налоговых органов, так и налогоплательщиков. К проблемам, снижающим востребованность мониторинга у налогоплательщиков отнесены: высокая сложность и стоимость входа; сохранение ограниченной эффективности мотивированного мнения; ограниченная эффективность риск-ориентированного подхода. В результате исследования проектов налоговых органов выявлены перспективы его развития. Элементы научной новизны содержат обоснованные автором тенденции и перспективы развития Н М, а также предложения по решению выявленных проблем. Недостаточное внимание уделяется развитию инструментов совместного комплаенса, что является перспективным направлением исследований

Сохранить в закладках
ПРЕДПОСЫЛКИ, ФАКТОРЫ И ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: КАРАГУЛЯН ЕГИНЕ АРАРАТОВНА

В научной литературе представлен широкий перечень исследований, посвященных теории развития мировой экономики. Вместе с тем устоявшейся теории развития мировой экономики до сих пор не существует. Развитие мировой экономики в теориях объясняется множеством отличных факторов и предпосылок. Цель данного исследования состоит в комплексной систематизации предпосылок, факторов и движущих сил развития мировой экономики для разработки методологической основы оценки трансформационных процессов. Статья посвящена изучению предпосылок, факторов и движущих сил развития мировой экономики. Критический анализ существующих теорий и классификационных подходов позволил интегрировать разрозненные концепции в единую структурированную систему, которая позволяет: выявить ключевые закономерности трансформации мировой экономики через призму экономических, социальных, технологических и политических аспектов; унифицировать критерии оценки динамики развития, включая роль научно-технического прогресса, институциональных и геополитических изменений; сформировать инструментарий прогнозирования структурных изменения в условиях глобальных вызовов. О сновными методами исследования являлись критический и системный анализ теорий развития экономических систем, а также различные классификационные методы. В ходе исследования были отобраны и проанализированы в соответствии классификационными признаками более 100 наиболее цитируемых работ в области теории развития. На основе анализа было выделено 11 предпосылок развития мировой экономики, 15 классификационных критериев факторов развития мировой экономики, а также 4 движущие силы развития, которые будут учтены в дальнейшем при разработке методики оценки трансформационных процессов в мировой экономике. Р езультаты исследования призваны дополнить теоретическую базу мировой экономики и предложить практикоориентированную основу для анализа современных трансформационных тенденций. Полученные результаты будут интересны специалистам в области мировой экономики и международных отношений, научным работникам. Дальнейшие направления исследования связаны с разработкой методологии оценки трансформационных процессов в мировой экономике

Сохранить в закладках
Адам Смит о неопределенности и безопасности. Часть 2 (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Бекряшев Андрей Клавдиевич

Предметом исследования во второй части статьи выступают концептуальные идеи Адама Смита о неопределенности. Исследование предпринято с целью выявить и систематизировать элементы концепции неопределенности в работах Адама Смита, показав их связь с философией Дэвида Юма и современными экономическими теориями. Анализируется связь идей Смита с теорией вероятности Юма и предлагается альтернатива трактовкам, предполагающим сходство позиций Смита и Кейнса. Показывается, что Смит разработал классификацию уровней неопределённости, имеющую точки пересечения с современной институциональной теорией (Д. Норт). Обосновывается, что Смит рассматривает эвристики как инструмент снижения неопределённости, что сближает его идеи с современной поведенческой экономикой (Г. Гигеренцер). Ставятся под вопрос интерпретации, акцентирующие роль интервальной вероятности в его работах (М. Э. Брэди). Исследование демонстрирует, что концепция Смита, основанная на философии Юма, содержит элементы, предвосхищающие современные теории принятия решений. Методология исследования основана на сочетании антикваристского и презентистского подходов. Применялись: текстуальный анализ трудов Смита и Юма, сравнительно-исторический метод, концептуальная реконструкция и критический анализ интерпретаций. Междисциплинарный синтез позволил связать классические идеи с современными экономическими теориями. Исследование предлагает новую интерпретацию концепции неопределённости в работах Адама Смита, внося четыре существенных вклада в историю экономической мысли. Во-первых, проведен системный анализ связи его идей с теорией вероятности Юма, что позволило предложить альтернативу распространённым трактовкам, акцентирующим сходство взглядов Смита и Кейнса (М. Э. Брэди). Во-вторых, выявлена оригинальная классификация уровней неопределенности Смита по способам ее снижения (информация, знание, институты, иррациональные средства), предвосхищающая современные институциональные подходы. В-третьих, обоснована интерпретация “твёрдых правил” Смита как прототипа современных эвристик снижения неопределенности (Г. Гигеренцер) в поведенческой экономике. В-четвертых, расширен корпус анализируемых текстов за счёт малоизученных работ Смита (Лекции по юриспруденции, История астрономии) применительно к проблеме неопределенности. Полученные результаты пересматривают предложенные в литературе кейнсианские интерпретации идей Смита о неопределенности, обозначают новые исторические параллели с теорией ограниченной рациональности, связывая классическую политическую экономию с современными экономико-философскими дискуссиями.

Сохранить в закладках
К вопросу о факторах потребительского спроса (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Бизин Сергей Викторович

В экономической теории факторы потребительского спроса представляли интерес для исследования и дискуссии на протяжении всего исторического горизонта, учитывая значимость социально-экономического явления. Объектом исследования, отраженным в данной статье, является сложившиеся в экономической науке подходы к изучению потребительского спроса и факторов, влияющих на его динамику. В качестве предмета исследования выступает детерминанты потребления домашних хозяйств. Цель работы - описать и проанализировать факторы потребительского спроса в российской экономике и предложить их системную классификацию. Методологической базой работы послужили научные исследования в области экономики, менеджмента, государственного управления, социологии и психологии. В работе использовались общенаучные методы: анализ, синтез, научная абстракция, дедукция, а также сравнение и сопоставление. С помощью данных методов проведено структурированное литературное исследование, основанное на систематическом обзоре отечественных и зарубежных научных трудов для всесторонней оценки парадигмы и эволюции научных подходов факторов потребительского спроса. Результаты показывают, что в настоящее время потребление домохозяйств определяется тремя группами факторов: факторы доходов, ценовые и неценовые факторы. При этом в отдельные периоды времени значимость некоторых из них может возрастать или снижаться. Особое внимание в исследовании уделяется изменению поведения потребителя, вопросам потребительских выбора и ожиданий, а также трансформации потребительского спроса в условиях цифровизации экономики. Новизна исследования заключается разработке авторской классификации факторов, влияющих на структуру и динамику потребительского спроса в современных условиях, на основе которой могу принимать микроэкономические и макроэкономические решения. Результаты работы вносят вклад в экономическую теорию систематизируя и актуализируя научные подходы к детерминантам, определяющим потребление домохозяйств. Практическая значимость исследования заключается в том, что четкая классификации факторов имеет приоритетное значение для теоретического анализа проблемных аспектов и прогнозирования потребительского спроса, поскольку его детерминанты декомпозируются в виде системы показателей (индикатив). При этом направления будущих исследований могут быть связаны с разработкой практических мер по нивелированию дисбаланса между спросом и предложением в экономике.

Сохранить в закладках
Векторы управления доходами и расходами региональных бюджетов в 2025 году (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Балынин Игорь Викторович, Терехова Татьяна Борисовна, Ажмуратова Мадина Ажмамбетовна

Объектом исследования являются региональные бюджеты. Предметом исследования - расходы и доходы региональных бюджетов в Российской Федерации. Авторы осуществили исследование вопросов, связанных с управлением расходами и доходами региональных бюджетов в начале 2025 года. При этом в рамках раскрытия заявленной темы осуществляется акцентирование на региональных диспропорциям в темпах их роста. Особое внимание сконцентрировано на вопросах, связанных с потенциальными направлениями повышения прозрачности управления региональными бюджетами в современных социально-экономических условиях, отличающихся и позитивным, и негативным воздействием на динамику изменения показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это дополнительно актуализирует значимость и актуальность исследования вопросов данной темы, в т. ч. с учётом складывающихся современных тенденций и действующего законодательства, а также национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Статья базируется на использовании комплекса методов: анализ и синтез данных, индукция и дедукция. В целях обеспечения наглядности полученных результатов применён графический инструментарий. Авторы базируют своё исследование на официальных данных единого портала бюджетной системы Российской Федерации за январь-май 2025 года. Научная новизна сопряжена с недостаточной изученностью в отечественной и зарубежной научной литературе вопросов, связанных с управлением доходами и расходами региональных бюджетов в 2025 году. В процессе проведенного исследования авторы предложили активнее применять как давно зарекомендовавшие себя инструменты (например, обзор бюджетных расходов и инициативное бюджетирование), так и новые (связанные, прежде всего, с проникновением искусственного интеллекта в обыденную жизнедеятельность и автоматизацией осуществляемых процессов). Реализация авторских предложений представляется крайне важной в контексте обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года. Полученные результаты будут полезны к практическому использованию в деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства России, Минфина России и Минэкономразвития России, а также региональными органами государственной власти Российской Федерации в целях обоснования потенциальных направлений модернизации проводимой в регионе бюджетной политики.

Сохранить в закладках
Проактивная система управления налоговыми рисками по НДС в условиях цифровизации: проблемы, решения и перспективы (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Балакин Максим Сергеевич

Актуальность исследования обусловлена важностью разработки и внедрения проактивных систем налогового администрирования, способных предсказывать и снижать налоговые риски для государства на основе реальных данных. Предмет исследования - система налогового администрирования НДС в Российской Федерации в условиях цифровизации и риски, связанные с ее функционированием. Целью работы является обоснование путей совершенствования налогового администрирования НДС в условиях цифровизации посредством формирования проактивной системы управления налоговыми рисками государства, основанной на применении сценарного подхода к прогнозированию налоговых поступлений с учетом влияния релевантных факторов. В статье обоснованы предложения по созданию более эффективного механизма управления налоговыми рисками по НДС, основанного на прогнозных моделях и сценариях. Для их построения были использованы специальные экономико-математические методы: регрессионный анализ, построение авторегрессионной модели с временными лагами и модели коррекции ошибок. Для реализации проактивной системы управления налоговыми рисками по НДС предложен программный модуль АСК НДС-2, который интегрирует стратегические и оперативные решения. Его использование позволит налоговым органам улучшить автоматизацию процессов администрирования, снизить затраты на проверки и сосредоточиться на предприятиях с высоким уровнем налоговых рисков. Отличительная особенность предлагаемого подхода состоит в том, что разработанная на его основе система способна предсказывать налоговые риски по НДС и принимать соответствующие профилактические меры. Внедрение этой системы будет способствовать улучшению управления налоговыми рисками государства, повышению эффективности работы налоговых органов и обеспечению более стабильных налоговых поступлений в бюджет. Направления дальнейших исследований - построение моделей дифференцированных групп схожих предприятий и отдельных крупных налогоплательщиков с использованием возможностей больших данных и искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках
Согласование экономических интересов в процессе движения основного капитала промышленных предприятий как цель государственной экономической политики (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Иващенко Андрей Олегович

Предметом исследования данной статьи являются социально-экономические отношения субъектов процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Особое внимание автор уделяет роли государственных интересов в процессе движения основного капитала промышленных предприятий. Объектом исследования выступает основной капитал промышленных предприятий. Цель данного исследования - выявление ключевых принципов согласования экономических интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий как элемента государственной экономической политики его развития. В рамках этой цели предполагается решение следующих задач: - уточнить определения понятий «основной капитал промышленных предприятий» и «движение основного капитала промышленных предприятий»; - определить субъектов интересов, участвующих в движении основного капитала промышленных предприятий; - провести анализ интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Методология исследования базируется на обобщении сведений по рассматриваемой теме из отечественных источников, показателей статистики. Сравнительноописательным методом исследования были проанализированы категории «основной капитал» и «движение основного капитала». Метод формализации позволил определить роль государства в согласовании интересов участников процесса движения основного капитала промышленных предприятий. Графическое представление данных иллюстрировало способы согласования интересов субъектов. Научная новизна заключается в том, что согласование интересов в рамках движения основного капитала промышленных предприятий происходит на вертикальном и горизонтальном уровнях, что усложняет взаимосвязи субъектов. Баланс интересов может быть достигнут благодаря контракту инициатором, которого выступает государства, как наиболее сильный субъект взаимодействия. В процессе согласования интересов субъектов движения основного капитала промышленных предприятий формируются вертикальные связи между государством, промышленными предприятиями, образовательными и научными организациями, и горизонтальные связи между предприятиями разных отраслей производства. В отсутствии данных связей, не представляется возможным достижение устойчивого экономического роста и накопления национального богатства. Для формирования самодостаточной национальной экономики необходимо сформировать условия, в которых основной капитал промышленных предприятий обновляется с большей скоростью, нежели скорость выбытия и износа.

Сохранить в закладках