Архив статей журнала
Концепт «книжная культура», вошедший в отечественный книговедческий дискурс в 1980-е гг., в настоящее время является одним из центральных как для историко-книжных, так и для теоретико-книговедческих исследований. Однако он до сих пор не получил в российской науке конвенционального толкования. Цель статьи – сформулировать определение книжной культуры с опорой на доминирующую в современном социогуманитарном знании интерпретативную теорию культуры и теоретико-методологические достижения медиалогии. Показан общетеоретический контекст формирования понятия «книжная культура». Обоснована необходимость прагматического поворота в теоретическом книговедении. Раскрыты возможности теоретических моделей исследователя медиа Г. М. Маклюэна и историка печатной книги Р. Дарнтона для интерпретации термина «книжная культура». Предложено определение книжной культуры как пространства коммуникации между различными социальными акторами, опосредованной облеченными в материальную форму текстами, которые транслируют социально значимую информацию.
Социальные сети являются одной из площадок для размещения официального контента библиотек, взаимодействия с пользователями, а также для предоставления удаленного доступа к информационным ресурсам. В качестве объекта изучения выбраны аккаунты орловских областных библиотек (публичной, детской и специальной) в социальной сети «ВКонтакте» в связи с выполняемой ими социальной функцией: региональные библиотеки выступают флагманами развития библиотечной системы определенной территории. Цель исследования – описать структуру и типологию групп, их характерные особенности, типы меток. Популярность публикаций в сообществах (количество лайков, комментариев, репостов) была измерена с помощью коэффициента Engagement Rate. Выявлено прямое соответствие между видом контента и его популярностью: чем больше реакций от пользователей получают публикации определенного типа, тем чаще они появляются в группе. Для более эффективного функционирования библиотечных сообществ необходимо разрабатывать контент-план, который создается на основе теории менеджмента и маркетинга социальных сетей.
На материалах исторической науки дан анализ организации библиотечного взаимодействия науки и общества. Отмечается, что эффективность развития исторического самосознания и мировоззрения обусловлена не только состоянием исторической науки, но и организацией взаимодействия науки и общества, особенно интерпретацией ключевых событий в истории нашей страны, которые являются предметом споров, ведущих к раздору в современном российском обществе. На примере «Новой хронологии» показано негативное влияние псевдонаучных исторических изысканий на историческое мировоззрение и отношение к истории в российском обществе. Показано, что причинами этого в 1990–2010-х гг. стал «уход» государства из сферы политического и естественно-научного просвещения, замещение государственно-ориентированной просветительской модели библиотечного дела личностно ориентированной, направленной на абсолютизацию информационного и досугового спроса и освобождающей библиотекарей от ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке. Отечественное библиотечное дело из сферы просвещения постепенно трансформировалось в сферу услуг, в результате чего российское государство лишилось одного из эффективных институтов продвижения научной и иной политики, а общество оказалось не в состоянии противостоять влиянию псевдонаучных концепций, претворенных в жизнь благодаря массовым инструментам маркетинговых технологий. Автор полагает, что принятие основ государственной политики РФ в области исторического просвещения в 2024 г. создает условия для коррекции библиотечного строительства в сторону интересов не только личности, но и государства и общества. За основу предлагается принять государственно ориентированную просветительскую модель библиотечного дела, созданную в СССР, доработав ее с учетом гармонизации интересов личности, общества и государства. Раскрывается точка зрения о том, что вовлечение библиотек в реализацию государственной политики исторического просвещения должно включать целенаправленное комплектование библиотечных фондов рекомендованной научной и научно-популярной литературой по истории, информационно-библиографическое обеспечение исторического просвещения, активизацию библиотечного обслуживания и в первую очередь чтения. Высказывается предложение о том, что содержание этой политики будет способствовать переходу к просветительской модели библиотечного дела на качественно новом уровне.
В статье раскрывается актуальность практического применения систем медиааналитики для библиотек. Медиааналитика – направление исследований, ориентированное на извлечение конкретной информации из СМИ и социальных сетей с целью принятия оптимальных решений различного уровня, открывающее доступ к данным о предпочтениях, действиях, местоположении и эмоциях людей – потребителей продуктов и услуг. Научная проблема заключается в необходимости отслеживания посредством современных технологий активности СМИ и деятельности пользователей в социальных сетях для исследования формируемого медиаобраза организации или персоны, оценки медиаприсутствия. Цель статьи – проанализировать в сравнительном ключе возможности автоматизированных сервисов мониторинга СМИ и социальных медиа «Медиалогия» и «SCAN-Интерфакс» на примере ГПНТБ СО РАН. Представлены результаты исследования, проведенного за 11.05.2023– 11.05.2024. Несмотря на различия в количественном составе найденных системами публикаций, выявлены общие тенденции: снижение, пусть и незначительное, числа упоминаний библиотеки по сравнению с предыдущим аналогичным по временному охвату периодом; ведущая роль официального сайта; нейтральный характер большинства сообщений; одни и те же ключевые информационные поводы; региональная принадлежность и категории источников и др. Точки максимума упоминаний библиотеки в медиапространстве у систем также совпадают. Мы установили, что параметры анализа у вышеназванных ресурсов и функционал схожи, а инструментарий систем позволяет оценить эффективность как отдельных инфоповодов, так и в целом PR-активности библиотеки. Системы «SCAN-Интерфакс» и «Медиалогия» предлагают удобный инструментарий для создания подробных и графически выразительных отчетов представленности ГПНТБ СО РАН в медиапространстве. Этот подход представляется инновационным и перспективным применительно к деятельности библиотечных учреждений и заслуживает тиражирования в качестве эмпирического инструмента научных исследований (оценка маркетинговой и PR-деятельности библиотеки, эффективности управления, имиджа организации), для выработки практических рекомендаций по совершенствованию библиотечного контента.