Социально-философская рефлексия ценностных основ образовательной деятельности осуществлена в рамках комментариев статей в научном журнале «Философия образования / Philosophy of education» в период с 2016 по 2020 г. и представлена в виде краткого изложения концептуальных основ, содержащих ключевые положения аксиологии и праксиологии образовательной деятельности. Обзорный материал позволил зафиксировать в авторском дискурсе сущность и содержание образования в контексте социального бытия, обозначить ценностные основы теории познания в образовательном пространстве и артикулировать главные общественные и образовательные ценности. В связи с этим становится необходимым осуществление методологической фиксации ценностных основ образовательной деятельности, таких как «качество образования», «художественно-образное познание», «коммуникативные навыки», «онтология традиций в системе отечественного образования», «безопасность жизнедеятельности», «опыт духовной миссии российского образования», «ценности православной культуры», «когнитивные комплексы» и др. Зависимое от сложившегося духовно-нравственного и мировоззренческого общественного интеллектуального капитала, новое социально-философское знание знакомит научно-педагогическое сообщество с отрефлексированной аксиологической и праксиологической методологией в исследовании образовательных проблем и противоречий.
В статье представлена попытка применения методологии миросистемного анализа к объяснению тенденции миграции абитуриентов в российских вузах.