Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО УНИВЕРСИТЕТА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ (ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ) (2025)
Выпуск: Т. 14 № 2 (2025)
Авторы: Короб Александр Николаевич

В статье рассмотрены процессы формирования предпринимательского университета (в русскоязычной среде известного больше как концепция «Университет 3.0») в белорусской институциональной системе. Цель исследования заключается в обосновании рекомендаций по трансформации модели предпринимательского университета на основе кластерных отношений. Анализ научных источников и предыдущие монографические исследования автора позволили обосновать необходимость формирования модели предпринимательского университета; рассмотрены формы взаимодействия участников образовательной инициативы, различия в подходах к кластеризации модели предпринимательского университета. Использовались методы литературного обзора, сравнения, сопоставления, аргументации, обобщения. Исходя из особенностей государственного регулирования экономики и взаимодействия субъектов хозяйствования рекомендовано создание предпринимательского университета в виде кластеров субъектов образования, науки и бизнеса на региональном и отраслевых уровнях. Использование институциональной теории и стейкхолдер-менеджмента, проведение SWOT-анализа сценария трансформации модели предпринимательского университета на основе кластерных отношений в результате структурной экономической трансформации обеспечили автору возможность сформулирования рекомендаций по осуществлению структурной трансформации модели предпринимательского университета в белорусской институциональной системе.

Сохранить в закладках
ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА (2025)
Выпуск: Т. 14 № 2 (2025)
Авторы: Мартель Васкес Елена Владимировна

Цель исследования заключается в проведении анализа уровня человеческого капитала, включая анализ индекса человеческого капитала, индекса человеческого развития, уровня финансирования образования по отношению к валовому внутреннему продукту. Методика исследования основана на применении методов системного и стратегического анализа, методов анализа документов, группировки, сравнения, сопоставления, графической и табличной визуализации. Результаты исследования характеризуются следующими положениями, а именно: в статье проведён анализ показателей, демонстрирующих уровень и степень развития человеческого капитала; индекс человеческого капитала; индекс человеческого развития; источники и объём финансирования образования в отдельных странах; расходы на образование в России.

Сохранить в закладках
О СОГЛАСОВАННОСТИ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРУППОВОГО РЕШЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОЦЕНКИ ПРИОРИТЕТОВ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВУЗА) (2025)
Выпуск: Т. 14 № 2 (2025)
Авторы: Барбашова Екатерина Вадимовна, Лясковская Ольга Вадимовна

Актуальность исследования обусловлена особенностями оценки слабо формализуемых факторов различных аспектов экономической деятельности, в том числе формирования интегральных показателей конкурентоспособности товаров и услуг. Предлагается для формирования интегрального показателя прибегать к методу анализа иерархий Т. Саати, дающему возможность осуществлять групповую оценку приоритетов факторов конкурентоспособности. На эмпирической базе экспертного опроса ведущих профессоров вуза показана низкая чувствительность вектора долевого участия экспертов в групповой оценке приоритетов факторов конкурентоспособности к согласованности парных сравнений в методе анализа иерархии. Обосновано, что оценку предельных значений векторов групповой оценки и коэффициентов компетентности целесообразно проводить по матрице индивидуальных экспертных оценок и матрице весов компетентности экспертов соответственно в программной среде математического пакета Mathcad. Показано, что эффективным приёмом анализа близости индивидуальных суждений экспертов к групповой оценке является сравнение евклидова расстояния между экспертами, рассчитываемого методами иерархического кластерного анализа. Это позволяет не только определить близость индивидуальных суждений экспертов к групповой оценке, но и выделить их однородные подгруппы, равноотстоящие от групповой оценки в многомерном пространстве показателей конкурентоспособности вуза. Таким образом конкретизируются особенности формирования экспертных оценок в свете построения интегрального показателя конкурентоспособности.

Сохранить в закладках
КОМПЬЮТЕРНЫЕ МОДЕЛИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СПРОСА В УПРАВЛЕНИИ ПЛАТНЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ (2025)
Выпуск: Т. 14 № 2 (2025)
Авторы: Черников Алексей Дмитриевич, Чемерис Ольга

Статья посвящена анализу и практическому применению компьютерных моделей для прогнозирования спроса в системе управления платными образовательными услугами. В условиях роста конкуренции и цифровизации образовательной сферы точное прогнозирование спроса становится важным фактором для эффективного планирования ресурсов, маркетинга и формирования ценовой политики, что определяет актуальность исследования. Авторы рассматривают как качественные, так и количественные методы прогнозирования: экспертные оценки (метод Дельфи, групповая экспертиза), регрессионный анализ, анализ временных рядов и моделей эластичности. Особое внимание уделено современным технологиям - использованию Python, машинного обучения и анализа больших данных для построения гибких и адаптивных моделей, которые получают в настоящее время должное теоретико-методическое и прикладное применение в экономических исследованиях в системе управления. Цель исследования заключается в разработке и апробации компьютерных моделей, способствующих эффективному управлению образовательными ресурсами и пониманию тенденций на рынке образовательных услуг. В статье представлены практические примеры расчётов, коды на Python, а также визуализации результатов. Кроме того, рассматриваются демографические, экономические и сценарные подходы к моделированию спроса. В результате разработаны современные компьютерные модели, которые позволяют более точно прогнозировать спрос на платные образовательные услуги. Представлены новые подходы к интерпретации результатов прогнозирования, что способствует повышению эффективности управления образовательными ресурсами. Статья подчёркивает важность комплексного и технологически подкреплённого подхода к прогнозированию как основного инструмента развития образовательной организации.

Сохранить в закладках
МЕНЕДЖЕР ПО КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: ПРОФЕССИЯ БУДУЩЕГО (2025)
Выпуск: Т. 14 № 1 (2025)
Авторы: Мерцалова Светлана Леонидовна, Карпова Инна Вячеславовна

Статья посвящена новому направлению подготовки специалистов в сфере менеджмента - менеджера по кросс-культурной коммуникации. Цель исследования заключается в анализе предпосылок появления новой профессии и оценки продуктивности участия менеджера по кросс-культурной коммуникации в общении с зарубежными партнёрами. Использовались такие методы исследования, определяющие его методику, как метод логического мышления, сравнительной оценки, статистического анализа, группировки данных. Проанализировав информацию, представленную на официальном сайте крупнейшей в России компании интернет-рекрутмента, а также изучив особенности товарооборота России с зарубежными странами за последнее время, авторы сделали вывод о том, менеджеры по кросс-культурной коммуникации в ближайшей перспективе будут довольно востребованы на рынке труда, поскольку при работе представителей разных стран над совместными проектами требуется не только лингвистическое образование, но и знание поведенческих норм и коммуникативных особенностей, присущих другим культурам. Для установления и поддержания результативных и взаимовыгодных контактов с потенциальными партнёрами авторы предлагают использовать ряд коммуникационных тактик, которые следует учитывать при разработке коммуникативной стратегии организации. Также анализ научных публикаций и результатов исследований отечественных учёных позволил выделить основные функции менеджера по кросс-культурной коммуникации и определить круг его обязанностей, среди которых основными являются разработка и адаптация коммуникационных стратегий для сотрудников и международных партнёров с целью предупреждения межкультурных конфликтов, а также оптимизация межкультурного взаимодействия представителей разных стран и этнических групп.

Сохранить в закладках