Архив статей журнала
Цель - рассмотреть особенности процессов коммуникаций региональных социально-политических акторов, формирующегося сетевого взаимодействия в исследуемых регионах, на примере Вологодской и Ярославской областей. Предмет исследования. С помощью анализа эмпирических данных, изучить форматы интеграции диалогических и монологических форм социально-политической коммуникации как способа расширения рамок прямой демократии, возможностей реализации масштабных интернет-дискуссий, интенсификации общения и взаимодействия государства и общества в публичном пространстве. Методологическая основа представлена результатами качественного исследования с представителями трех основных целевых групп регионального сообщества Вологодской и Ярославской областей по поводу соотношения иерархических и сетевых начал коммуникации в выстраивании взаимодействия в решении социально значимых проблем региона. Сетевые форматы взаимодействия власти и общества, характеризуются диверсификацией множества новых «игроков» в публичном пространстве, приучая государство к координирующей и модерирующей роли в процессе конвертации возможностей и ресурсов разных участников взаимодействия в общий публичный результат. Отмечается, что в условиях сетизации, помимо вовлечения в инициативы и проекты традиционных субъектов гражданского общества, усиливается влияние малых инициативных групп и отдельных индивидов. Результаты исследования. Диалогические возможности коммуникации лучше всего реализуют технологии межсекторного партнерства. Показано, что в Вологодской области успешно развиваются инновационные технологии межсекторного партнерства и ярко представлен процесс общественной делиберации по поводу стратегии развития области. В Ярославском регионе, напротив, процесс диалога власти и общества находится в состоянии, при котором гражданский и государственный секторы живут по своей онтологической логике. Запрос на реальный диалог выхолащивается, что приводит к формализации использования сетевых площадок коммуникации.
Цель статьи - исследование трудового потенциала России как стратегического фактора развития страны в целях повышения эффективности его использования. Основные задачи: 1) проанализировать состояние и динамику трудового потенциала; 2) оценить соответствие трудового потенциала текущим и перспективным условиям развития России; 3) предложить перспективный подход к трансформации трудового потенциала страны. Проблема рассматривается в контексте актуальной политической повестки дня, связанной с обеспечением экономической и социально-политической безопасности, технологического и экономического суверенитета России. Анализ показывает, что, несмотря на определенные усилия со стороны государства, негативные процессы в социально-трудовой сфере по-прежнему доминируют и даже усиливаются. Возрастает дефицит трудовых ресурсов, обостряется проблема их качества и несбалансированности в отраслевом и региональном распределении, усиливается кадровый дисбаланc на уровне компаний и предприятий. Это обусловливает необходимость перехода к новой модели социально-экономической политики на основе человекоцентричности, охватывающей все сферы деятельности, связанные с воспроизводством трудового потенциала, рассмотрение его в качестве главного источника богатства и укрепления страны с акцентом на массовой подготовке высококвалифицированного персонала (прежде всего для технологически передовых сфер деятельности). Определены базовые условия реализации такой политики, которая также предполагает приоритет и усиление горизонтальных взаимодействий заинтересованных акторов. Это позволило бы минимизировать издержки, характерные для иерархической традиционной модели политического управления, на основе более сбалансированных и комплексных политических решений, затрагивающих разные уровни и стороны проблемы роста трудового потенциала России.