Архив статей журнала
Цель написания статьи - рассмотреть понятийный аппарат социально-экономической политики, определить ее место в управлении развитием государства и регионов. Многомерность анализируемой политики определяет необходимость использования комплексного междисциплинарного подхода. Исследование базируется на применении общенаучных методов изучения социальных и экономических категорий, анализа теоретических основ, группировки, моделирования, сравнительно-правового, структурно-функционального анализа и экспертных оценок. Исследование опирается на концепции социального государства, человеческого капитала, социальной справедливости. Автор рассматривает взаимовлияние «социального» и «экономического». В работе утверждается, что содержательные характеристики социально-экономической политики государства и регионов дифференцированы в научном дискурсе вследствие различных методологических подходов экономистов, политологов, социологов, юристов. Автор полагает, что социально-экономическая политика определяет основные цели, принципы и механизмы взаимодействия органов публичной власти, бизнеса, институтов гражданского общества в решении ключевых проблем повышения уровня и качества жизни населения на основе устойчивого социо-экономико-экологического развития. В современной политической повестке дня определенный тон данному процессу задают приоритеты, заложенные в национальных целях развития, национальных проектах, в Послании главы государства Федеральному Собранию РФ, региональных стратегических документах. Многогранность анализируемой политики повышает требования к теоретическому базису специалиста (в том числе к цифровым компетенциям), пониманию ее особенностей и процедур реализации в практике публичного управления. В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что социально-экономическая политика требует своего дальнейшего научного обоснования в рамках отраслевых политик, правового оформления и практической реализации.
Цель- определить возможности и риски цифровизации социально-экономической политики. Теоретический анализ зарубежной и российской литературы позволил оценить готовность и способность внедрения современных цифровых (программных) продуктов в экосистему государственного управления. На основе анализа цифровых систем и платформ «Госуслуги», «Гособлако», «Гостех», ЕГИССО, ГИС «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», ГИС «Работа в России» выявлены направления цифровой трансформации социальной сферы. Методом экспертных оценок выявлены причины и условия трансформационных процессов.
Предмет исследования: процессы цифровизации социально-экономической политики в Российской Федерации. Задачи исследования. Систематизировать барьеры и возможности цифровизации. Проанализировать показатели цифровой трансформации государственного сектора. Особое внимание уделено зарубежному и российскому опыт цифровизации анализируемой отраслевой политики, генерирующей позитивные изменения и расширяющей мультипликативные и кросс-отраслевые эффекты. Внедрение современных цифровых (программных) продуктов в экосистему социально-экономической политики позволяет обеспечить ее эффективность, прозрачность и доступность, повысить качество жизни и качество оказываемых социальных услуг. Триггеры и драйверы цифровизации в перспективе способствуют повышению национальной безопасности и устойчивости национального развития России. При этом положительный нарратив цифровизации нередко сталкивается с определенными барьерами в процессе реализации диджитал-проектов. В результате автор предлагает классифицировать риски цифровизации: по сферам - этические, политические, экономические, социальные, репутационные, институциональные (целостность институтов); по оценке происходящего - объективные и субъективные; по уровню - международного характера, федеральные, региональные, местные; по особенностям условий происхождения - эндогенные и экзогенные. Представлены рекомендации для органов публичной власти. Указано, что внедрение цифровых решений в сферу социально-экономической политики требует взвешенного подхода, учитывая как их трансформирующий потенциал, так и риски. Требуется активное информирование граждан о цифровых (в том числе платформенных) решениях. Для этого следует привлекать лидеров общественного мнения, каналы коммуникации в соответствии с возвратными предпочтениями (мессенджеры, традиционные СМИ, социальная реклама и др.), семейные МФЦ, органы публичной власти и других акторов.
В условиях модернизационных практик российского общества и растущих требований к человеческому капиталу социально-экономическая политика (СЭП) выступает неотъемлемым инструментом развития и преобразования государства. Цель написания статьи - анализ политических механизмов и стратегических приоритетов реализации социально-экономической политики. В исследовании применяются методы анализа, сравнения и описания, группировки, моделирования, структурно-функционального, сравнительно-правового и фактологического анализа, метод экспертных оценок. Применялись также принципы системного и комплексного изучения социально-экономических явлений и процессов, признания человека актором (агентом) развития общества и главной его ценностью. Базисом исследования являются концепции социального государства (государства всеобщего благоденствия), пространственного развития, человеческого капитала, социальной справедливости. В статье акцентировано внимание на политических механизмах реализации СЭП и результатах ее реализации на федеральном и региональном уровнях. В результате автор приходит к выводу, что в условиях геополитической турбулентности и модернизации различных сфер жизнедеятельности активная социально-экономическая политика становится своеобразным действенным стержнем государственного регулирования, инструментом перехода к инновационно-воспроизводственному типу развития. Как следствие, выделяется ценностная и государственная идентификационная компонента СЭП. Модель принятия решений на основе исторического опыта и критериальной оценки социально-экономического развития должна служить триггером своевременной разработки (корректировки) стратегических целей (национальных приоритетов).