ВЕСТНИК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ЛИНГВИСТИКА И МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Архив статей журнала

МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА РОМАНА АРЕТИНА СЭРА ДЖОРДЖА МЭКЕНЗИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Артемова Ольга Григорьевна

Цель предлагаемой статьи - определение маркемного своеобразия английского галантногероического романа «Аретина» (1661) сэра Джорджа Мэкензи. Предмет исследования составляет анализ маркем, выделенных в тексте романа. Исследование выполнено в русле маркемологии - лингвистического направления, позволяющего на основе выделения особого вида ключевых слов - маркем -осуществить лингвистический анализ текста и выделить доминирующие в нем смыслы. Особенностью данного вида ключевых слов является одновременный учет частоты употребления и информативности каждой лексемы. Средством оценки информативности лексемы служит автоматически вычисляемый Индекс Текстуальной Маркированности (ИнТеМ). Проведенный маркемный анализ языкаромана позволил установить доминантную и вице-доминантную маркемы: discontent(ment) и accomplishment. В результате стратификации маркем установлены маркемное ядро в количестве 19 маркем и маркемная периферия -33 маркемы. В результате семантической классификации маркемы романа «Аретина» распределены в семь семантических блоков: фундаментальные понятия, межличностные маркемы, ментальноперцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, качественные маркемы, социальные маркемы, морально-этические маркемы. Среди ядерных маркем доминируют эмоциональные маркемы, большинство из которых характеризуется положительной коннотацией. Установлена динамика суммарного ИнТеМа в маркемном ядре и периферии. К ядру тяготеют семантические блоки эмоциональных, фундаментальных и социальных маркем. Семантические блоки ментально-перцептивных, качественных, межличностных маркем не только тяготеют к периферии, но и являются периферийно-равнозначными. Самым периферийным является семантический блок морально-этических маркем. Маркемы ядра ядра свидетельствуют об особой значимости характеристики эмоционального состояния человека, вызываемого межличностным взаимодействием или внешними обстоятельствами и характеризуемого полярностью вызываемых эмоций - от состояния недовольства до состояния удовлетворенности.

Сохранить в закладках
АНАЛИЗ МАРКЕМНОГО СОСТАВА РОМАНА «УЗНИК НЕБА» КАРЛОСА РУИСА САФОНА (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Долбилова Елена Викторовна, Кретов Алексей Александрович

Метод маркемного анализа текста основывается на том, что содержательную составляющую текста представляет авторская установка, определяющая выбор и частоту слов в тексте, являющейся равнодействующей двух закономерностей: объективной - языковой и субъективной - авторской. Маркемы фиксируют важнейшие темы в творчестве автора и дают информацию о его художественном мире. Данный метод отделения тематически нейтральной лексики от тематически маркированной позволяет учитывать информативность каждого слова на фоне всех слов, представленных в тексте романа. Цель исследования - маркемный анализ произведения испанской литературы - романа Карлоса Руиса Сафона «Узник неба». По результатам маркемного анализа доминантой текста является маркема circunstancias‘обстоятельства’, а вице-доминантой -маркема intelectualidad ‘интеллект, интеллектуальность ‘. Маркема condiciones ‘условия, обстоятельства’, стоящая на третьем месте, подчеркивает значимость доминанты. Семантический анализ маркем показал, что в романе «Узник неба» явно преобладают маркемы, выражающие фундаментальные понятия, - 58 %. За ними следуют маркемы, связанные с восприятием и осмыслением мира, - 24 %. Преобладание в романе «Узник неба» К. Р. Сафона маркем, характеризующих фундаментальные понятия, и маркем, характеризующих ментально-перцептивные процессы, происходящие в человеке, можно объяснить тем, что для жанра магического реализма характерно художественное использование элементов фантастики наряду с обязательным наличием черт легко опознаваемой исторической реальности. На третьем месте - маркемы, характеризующие качества человека, - 8 %, на четвертом месте маркемы, характеризующие эмоциональное состояние человека, - 6 %. На пятом месте маркемы, характеризующие моральные ценности, - 4 %.

Сохранить в закладках
МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА РОМАНА АФРЫ БЕН ОРУНОКО, ИЛИ ЦАРСТВЕННЫЙ РАБ (2025)
Выпуск: № 3 (2025)
Авторы: Артемова Ольга Григорьевна

Цель предлагаемой статьи - определениемаркемного своеобразия английского галантно-героического романа «Оруноко, или Царственный раб» (1688) первой профессиональной английской писательницы Афры Бен. Предмет исследования составляет анализ маркем, выделенных в тексте романа. Исследование выполнено в русле маркемологии - лингвистического направления, позволяющего на основе выделения особого вида ключевых слов - маркем - осуществить лингвистический анализ текста и выделить доминирующие в нем смыслы. Особенностью данного вида ключевых слов является одновременный учет частоты употребления и информативности каждой лексемы. Средством оценки информативности лексемы служит автоматически вычисляемый Индекс Текстуальной Маркированности (ИнТеМ). Проведенный маркемный анализ языка романа позволил установить доминантную и вице-доминантную маркемы: opportunity и satisfaction. В результате стратификации маркем установлены маркемное ядро в количестве 23 маркем и маркемная периферия - 27 маркем. В результате семантической классификации маркемы романа распределены в семь семантических блоков: фундаментальные понятия, межличностные маркемы, ментально-перцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, качественные маркемы, социальные маркемы, морально-этические маркемы. Среди ядерных маркем доминируют эмоциональные маркемы., большинство из которых характеризуется положительной коннотацией. Установлена динамика суммарного ИнТеМа в маркемном ядре и периферии. Все семантические блоки, за исключением блока морально-этических маркем, в большей (эмоциональные маркемы) или меньшей (социальные маркемы) степени тяготеют к ядру. Единственный периферийный блок - семантический блок морально-этических маркем. Маркемы ядра ядра свидетельствуют об особой значимости наличия благоприятной возможности для осуществления замысла и характеристики эмоционального состояния человека, вызываемого межличностным взаимодействием или внешними обстоятельствами и характеризуемого полярностью вызываемых эмоций - от состояния удовлетворенности до состояния беспокойства, вызванного опасением или страхом за свою жизнь.

Сохранить в закладках
МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ ЭДГАРА АЛЛАНА ПО (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Артемова Ольга Григорьевна, Клименко Евгения Ивановна

Цель предлагаемой статьи - формализованный содержательный анализ языка художественных прозаических произведений Э. По, выполненный в русле маркемологии - лингвистического направления, основу которого составляет метод маркемного анализа. Объектом исследования послужили произведения, включенные в пятитомное собрание сочинений писателя. Общая длина исследуемых текстов составляет 404 160 словоупотреблений. Предметом исследования являются маркемы, выделенные в едином тексте Э. По. Маркемный анализ - это метод компьютерного выделения ключевых слов - маркем. Маркема - это одна из 50 прошедших через все фильтры словоформ с максимальным положительным значением индекса текстуальной маркированности словоформ (ИнТеМ). В ходе проведенного исследования установлено, что доминантной прозаической маркемой в произведениях Э. По является consideration, вице-доминантой - contemplation. В результате стратификации маркем установлены маркемное ядро в количестве 22 маркем и маркемная периферия - 28 маркем. Равнозначными в тексте художественных произведений Э. По являются следующие 9 групп маркем: 1) comprehension, determination; 2) self-possession, susceptibility; 3) distinctness, preservation; 4) excitement, reflection; 5) destruction, peculiarity; 6) deliberation, interference, superstition; 7) insensibility, mystification; 8) impression, hesitation; 9) assistance, uneasiness. В результате семантической классификации прозаические маркемы Э. По распределены в шесть семантических блоков: фундаментальные понятия, межличностные маркемы, ментально-перцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, качественные маркемы, социальные маркемы. Важнейшим как по количеству маркем, так и по их авторскому весу является семантический блок ментально-перцептивных маркем, что свидетельствует о том, что ключевым смыслом художественных произведений Э. По являются мышление и мыслительная деятельность в разных формах ее проявления. Особо значимым для автора является и эмоциональное состояние человека, варьирующееся от удивления до состояния беспокойства и разочарования. Наряду с этим ставится акцент на необходимости иметь твердость, сохраняя присутствие духа и проявляя решимость в критических ситуациях.

Сохранить в закладках
МАРКЕМНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ТВОРЧЕСТВА А. П. ЧЕХОВА (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: Ефимова Татьяна Владимировна, Кретов Алексей Александрович

Целью исследования является выявление динамики маркем и маркемной траектории творчества А. П. Чехова согласно принятой периодизации: конец 1870-1886 гг. (первый, или «ранний» период); 1886-1993 гг. (второй период - «переломный»); 1893-1899 гг. (третий, или «Мелиховский» период); 1899-1904 гг. (четвертый период - «поздний», или «Ялтинский»). В соответствии с этой целью формулируется и решается задача установления маркемного своеобразия творчества писателя. В качестве объекта исследования привлечены первые 11 томов Собрания сочинений А. П. Чехова в 15 томах, в которые вошли юморески, рассказы, повести, созданные в 1880-1903 гг. Методом маркемного анализа была выделена лексика, образующая центральные смыслы художественного мира автора. Во всех срезах представлены «сквозные» маркемы, принципиально важные для характеристики всего творчества А. П. Чехова: существование, впечатление, удовольствие, мгновение, внимание, где доминанта - существование, т. е. основа всего сущего, а вице-доминанта - впечатление - характеризует так называемый «импрессионизм» Чехова. Выделение новых уникальных интегральных маркем в отдельно взятом хронологическом срезе позволило определить его своеобразие, а введение такого показателя, как распределенно-функциональный вес (РФ-вес), дало возможность уточнить весомость того или иного периода для характеристики творчества писателя. Корпус интегральных маркем исследованных текстов А. П. Чехова сопоставлен с результатами маркемологического исследования, проведенного А. А. Фаустовым, что позволило определить «точки маркемного соприкосновения».

Сохранить в закладках
МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ ЯЗЫКА РОМАНА В. СКОТТА "УЭВЕРЛИ, ИЛИ ШЕСТЬДЕСЯТ ЛЕТ НАЗАД" (2024)
Выпуск: № 2 (2024)
Авторы: ХВОСТИК А.Д., Артемова Ольга Григорьевна

Цель данной статьи - формализованный содержательный анализ языка исторического романа «Уэверли» (1814) сэра Вальтера Скотта (1771-1832). Описанное исследование выполнено в русле маркемологии - лингвистического направления, предлагающего выделить в массиве текстов маркемы, особый вид ключевых слов на основе объективного показателя информативности лексемы -Индекса Текстуальной Маркированности (ИнТеМ). Проведенный маркемный анализ языка романа позволил выявить доминантную и вице-доминантную маркемы: disappointment ‘разочарование ’ и consideration ‘размышление ’ соответственно. В результате стратификации маркем установлены маркемное ядро в количестве 15 маркем и маркемная периферия - 35 маркем. Выявлены 10 групп равновесных, а следовательно, равнозначных маркем. В результате семантической классификации маркемы романа «Уэверли» распределены в семь семантических блоков: фундаментальные маркемы, межличностные маркемы, ментально-перцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, качественные маркемы, социальные маркемы, морально-этические маркемы. Установлены три ключевых семантических блока: ментально-перцептивные маркемы, эмоциональные маркемы, маркемы, выражающие межличностные отношения. Среди ядерных маркем большинство принадлежит маркемам, описывающим ментально-перцептивные процессы. Маркемный анализ языка романа показывает, что автор придает особенное значение различным аспектам межличностного общения и взаимодействия, способности прийти к договоренности и примирению. Важной представляется необходимость глубокого размышления, рассмотрения всех аспектов ситуации, чем герои романа зачастую пренебрегают. Особо значимым для автора является обращение персонажей к собственному рассудку и сознанию как источнику мыслительной деятельности. В романе главенствуют негативные эмоции - разочарование и чувство стыда, смущения. Кроме того, акцент делается на необходимости осмысления поступков, комплексной рефлексии и, как следствие, исправлении ошибок.

Сохранить в закладках
МАРКЕМНЫЙ АНАЛИЗ РОМАНА «ИГРА АНГЕЛА» К. Р САФОНА (2024)
Выпуск: № 4 (2024)
Авторы: Долбилова Елена Викторовна, Кретов Алексей Александрович

Метод маркемного анализа текста основывается на том, что содержательную составляющую текста представляет авторская установка, определяющая выбор и частоту слов в тексте, являющейся равнодействующей двух закономерностей: объективной -языковой и субъективной - авторской. Маркемы фиксируют важнейшие темы в творчестве автора и дают информацию о его художественном мире. Данный метод отделения тематически нейтральной лексики от тематически маркированной позволяет учитывать информативность каждого слова на фоне всех слов, представленных в тексте романа. Цель исследования - маркемный анализ произведения испанской литературы - романа Карлоса Руиса Сафона «Игра ангела». По результатам маркемного анализа доминантой текста является маркема circunstancias ‘обстоятельства ’, а вице-доминантой - маркема correspondencia ‘связь, соответствие ’. Маркема, стоящая на третьем месте, - agradecimiento ‘благодарность, признание ’. Семантический анализ маркем показал, что в романе «Игра ангела» преобладают фундаментальные маркемы, выражающие фундаментальные понятия - 38 %. За ними следуют ментально-перцептивные маркемы, связанные с разумом, восприятием мира, - 30 %. На третьем месте эмоциональные маркемы, характеризующие эмоциональное состояние человека, - 12 %, на четвертом месте качественные маркемы, характеризующие качества человека, - 10 %. На пятом месте социальные маркемы, характеризующие положение и поведение человека в обществе, - б %. На шестом месте морально-этические маркемы, характеризующие моральные ценности, -4%.

Сохранить в закладках