Архив статей журнала

ФОРМИРОВАНИЕ РФ И КНР РЕГИОНАЛЬНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОРЯДКА В СТРАНАХ ПОСТСОВЕТСКОЙ АЗИИ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦИФРОВОЙ ПОВЕСТКИ ЕАЭС И ИНИЦИАТИВЫ ЦИФРОВОГО «ШЕЛКОВОГО ПУТИ» ЧАСТЬ 1 (2025)
Выпуск: Том 33 № 4 (2025)
Авторы: Ашихмин Александр Евгеньевич

Работа посвящена проблеме формирования технологического порядка в странах Центральной Азии (ЦА) при участии РФ и КНР. В статье приводится теоретическая основа анализа влияния РФ и КНР с точки зрения теорий структурного реализма и морального реализма. В работе рассматриваются факторы влияния РФ и КНР на страны региона, а также ключевые аспекты сотрудничества этих крупных держав с государствами ЦА в сфере развития высоких технологий, цифровизации и инновационной инфраструктуры на двухсторонней основе и в многостороннем формате в ЕАЭС и ШОС. Автор делает обзор взаимодействия как на межгосударственном уровне, так и по линии инвестиционной активности китайских и российских предприятий и транснациональных корпораций.

Сохранить в закладках
ТИБЕТСКИЙ ВОПРОС КАК ФАКТОР КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ (2025)
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Авторы: Туранская Анна Александровна

В статье рассматривается тибетский вопрос как инструмент, применяемый США в проводимой ими китайской политике. Используемый для эскалации исторических разногласий между КНР и тибетским правительством в изгнании этот инструмент может быть применен для дестабилизации политической ситуации внутри Китая.

Сохранить в закладках
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КНР В ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТАХ ПРАВИТЕЛЬСТВА (2001-2025) (2025)
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Авторы: Актамов Иннокентий Галималаевич

В рамках данного исследования предпринята попытка проанализировать особенности реализации государственной политики КНР в деле развития системы образования. Сфера образования занимает особое место в программе модернизации Китая, и эффективность ее функционирования рассматривается как одно из базовых условий обеспечения социально-экономического благополучия. Законы об образовании, принятые в конце 1990-х гг., определили основные рамки, в которых реализуется образовательная политика. На их основе разработан ряд специальных программ развития направлений и уровней образования. Пятилетние планы выступают как основной программный документ, который определяет целевые показатели социально-экономического развития. В рамках данной статьи изучены пятилетние планы с 2001 по 2025 г. в части развития системы образования. Выявлено, что основными задачами в указанный период были обеспечение доступности среднего образования, выравнивание региональных диспропорций в развитии образования, создание условий для образования в течение всей жизни. В программах 13-го и 14-го пятилетних планов отдельное внимание уделено расширению образовательного влияния на международном уровне; высшее образование рассматривается как особое направление внешней политики современного Китая.

Сохранить в закладках
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТАЛАНТЫ КАК ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОГО КИТАЯ (2025)
Выпуск: Том 33 № 3 (2025)
Авторы: Панова Екатерина Александровна

Власти современного КНР позиционируют таланты как ключевой фактор и мощную силу национального технологического прогресса. Фокусом статьи выступает анализ направлений и мер государственной политики Китая по привлечению и удержанию в стране талантливых представителей науки, высококвалифицированных экспертов, молодых специалистов с качественным образованием. Автор выделяет особенности стратегии и тактики формирования национального человеческого капитала с позиции усиления в нем образовательной и интеллектуальной составляющей.

Сохранить в закладках
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДНОСТЕЙ КНР: ОПЫТ ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ (НА МАТЕРИАЛЕ ВНУТРЕННЕЙ МОНГОЛИИ) (2025)
Выпуск: Том 33 № 2 (2025)
Авторы: Актамов Иннокентий Галималаевич

Исследование посвящено историческому анализу основных принципов образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей. Выявлено, что национальная политика Китая в отношении неханьских народов имеет глубокие корни, и основные ее принципы были приняты за основу в условиях КНР. Особый подход к реализации национальной политики был разработан в сфере образования, который получил название позитивной дискриминации. В рамках данной статьи предпринята попытка выявить основные результаты образовательной политики руководства КНР в отношении малочисленных народностей на примере первой национальной автономии - Внутренней Монголии. Автор выдвигает предположение, что постепенное сворачивание преференциальной политики является закономерным результатом консолидации малочисленных народностей Китая в единую нацию.

Сохранить в закладках