Архив статей журнала
Статья базируется на результатах социологического исследования студенческой молодежи в городе-миллионере и раскрывает специфику социологического исследования селф-трекинга, связанную прежде всего с изучением отношений между врачом, рекомендующим селф-трекинг, и пациентом, использующим его, а также с компаративным анализом различных социальных групп, являющихся потребителем данной технологии. Статья посвящена особенностям самомониторинга молодежи с помощью цифровых устройств, которые раскрываются на основе эмпирического исследования, проведенного авторами в 2023 г. среди студентов вузов г. Перми. В качестве методологии исследования выбрана теория мобильности Дж. Урри. Одной из задач исследования был поиск ответа на вопрос: является ли селф-трекинг для молодого поколения средством диагностики состояния своего здоровья («селф-трекинг для себя»), или потребление трекинг-гаджетов в современных условиях становится показателем определенного социального статуса («селф-трекинг для других»)? Авторы склоняются к первому тезису. В результате исследования была сконструирована собственная типология студентов по селф-трекингу: «зависимые», «независимые», «самодостаточные» и «умеренные», выявлена распространенность представленных типов. Доминирующим становится достаточно благоприятный тип «независимые», характеризующийся отсутствием болезненной привязанности к трекинг-гаджетам и не нацеленный на публичное представление в социальных сетях своих зафиксированных данных. Согласно результатам исследования, на регулярность отслеживания состояния своего здоровья влияет характер перемещений студентов по городу. Были выявлены наиболее распространенные устройства для трекинга среди городской молодежи. Из широкого перечня таких устройств студентам известны в основном фитнес-браслеты, смарт-часы, что также отражает повышенный интерес к характеру мобильности молодежи.
Анализируется уличное искусство как форма современного искусства, входящего в предметное поле социологии искусства. В настоящее время во многих крупных городах России отмечается увеличение количества стрит-арт-объектов. Пермь также соответствует данной тенденции. Помимо этого, возрастает разнообразие практик, связанных с уличным искусством (фестивали уличного искусства, выставки уличных художников, экскурсии по стрит-арт-объектам, статьи в СМИ, фотографии в социальных сетях и многое другое). Все это показывает возрастающий интерес к этой сфере деятельности. Особенно интересна в данном контексте молодежь, поскольку чаще всего именно она является основной аудиторией уличного искусства, а также именно молодые люди создают стрит-арт-объекты. Это позволяет говорить о том, что молодежь, с одной стороны, является объектом уличного искусства, а с другой стороны, его субъектом. Такое двойственное положение молодежи делает ее наиболее интересной в изучении данной проблематики. В статье рассматриваются результаты проведенного в Перми исследования, которые сравниваются с результатами ранее проведенных исследований в Екатеринбурге. Анализ осуществлялся по следующим эмпирическим показателям: информированность об уличном искусстве, эмоциональное отношение к уличному искусству и его формам, субъективная оценка роли уличного искусства в жизни города и горожан, соотношение понятий «уличное искусство» и «вандализм». Описаны выявленные особенности отношения к уличному искусству среди молодежи. Проведенный анализ и выявленные тенденции отношения молодежи к уличному искусству могут быть полезны при выработке городской политики в сфере уличного искусства.
Профессиональное самоопределение представляет собой процесс осознания собственных возможностей, способностей, желаний, что позволяет оценить себя как профессионала. Определение уровня профессионального самоопределения позволяет студенту выявить профессиональную область приложения своих знаний и умений для достижения жизненного успеха. Впервые вопрос профессионального самоопределения встает перед молодым человеком в школьные годы. Именно в этот период важно осуществить правильный профессиональный выбор с учетом имеющихся индивидуальных способностей. В статье рассмотрены теоретические аспекты изучения научной категории «профессиональное самоопределение», представлены результаты анализа выявленных тенденций профессионального самоопределения среди выпускников школ, средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений. Целью данного исследования является изучение и анализ уровня профессионального самоопределения молодежи, а также выявление степени удовлетворенности выбранной профессии. Автором проведен социологический опрос среди студенческой молодежи в сентябре 2023 г. на базе Тюменского индустриального университета. Результаты исследования показали высокий уровень профессионального самоопределения студентов, что подтверждается повышенной мотивации к учебной деятельности и интересом к избранной профессии. Согласно проведенной оценке, высокий уровень профессионального самоопределения и выстраиваемая молодежью профессиональная траектория обучения способствует построению карьеры по выбранной специальности, что помогает разрушить все стереотипы о выбранном направлении, а также обрести уверенность в будущей профессии. Это выводит человека на уровень профессионального самоопределения в целях поиска путей развития себя как компетентного специалиста. Кроме того, как считает автор для улучшения ситуации в области профессионального самоопределения необходимо начинать в школьные годы знакомить обучающихся с многообразием специальностей для построения будущей профессиональной карьеры.
Рассмотрены особенности управленческой деятельности в студенческих спортивных клубах (СКК). Актуальность проблемы обусловлена заметно возросшей в последние несколько лет ролью СКК в деле эффективного развития общества и вовлечения в активные жизненные процессы молодежи, получающей образование в высших и профессиональных учебных заведениях России. Для устойчивого и эффективного функционирования любой структуры, в том числе и СКК, важным фактором является совершенствование методов управления клубом. Целью работы является анализ особенностей развития студенческого спорта в современной России в исторической параллели с опытом возникновения студенческих спортивных организаций в СССР в 20-30-х гг. ХХ в., рассмотрение факторов, влияющих на развитие студенческого спорта, методов управления ССК, а также изучение недостатков в этой сфере. Анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы функционирования ССК на государственном уровне. На основе исследования опубликованных в научных журналах и ЭСМИ материалов авторы выделяют шесть особенностей, отличающих работу именно студенческих спортивных клубов от региональных спортивных организаций или спортивных клубов при промышленных предприятиях. Отдельно подчеркивается важность работы студента в качестве функционера в структуре ССК, где молодой человек получает практический опыт управленческой деятельности, крайне необходимый в дальнейшей профессиональной деятельности. Авторами вводится в оборот термин «самоактуализация» в узком смысле, под которой понимается процесс самоопределения молодого человека в обществе, его успешной социализации и адаптации к условиям, в которые он поставлен в процессе обучения в высшем учебном заведении.